В день памяти праведных Богоотец Иоакима и Анны митрополит Серафим совершил литургию во Владимирском храме Пензы

22 сентября 2025 года, в попразднство Рождества Пресвятой Богородицы, в день памяти святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию во Владимирском храме г. Пензы (ул. Ново-Казанская).
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Никольского городского округа иерей Виктор Сторожев, протоиереи Александр Овцынов и Николай Козлов, иерей Георгий Насонов, диаконы Богдан Яворский, Кирилл Вейго и Артемий Шаповалов.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма Владимирской иконы Божией Матери под управлением регента Галины Медведевой.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Николай Козлов.
По отпусте литургии было совершено славление перед образом святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
Завершая богослужение, митрополит Серафим поздравил молящихся с попразднством Рождества Пресвятой Богородицы и днем памяти святых Богоотец Иоакима и Анны: «Как и для любого человека, родители играли большую роль в жизни Пресвятой Девы, и эта роль была прежде всего связана с тем, что Она стала плодом их молитвы, их воздыханий, чаяний и надежд. Заповедь Бога еще в раю гласила: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Ин. 1:28), поэтому в древнем еврейском обществе бездетность считалась особым пороком. То есть считалось, что, если нет детей, значит, человек особенно грешен, и Бог таким образом прогневался на него. Поэтому в обществе такие люди были презираемы и уничижаемы. Иоаким и Анна, происходя из благородного рода и сами будучи праведными, не имели чад. Народ считал, что они наказаны бездетностью за грехи, и подобные упреки не раз приходилось слышать праведным Иоакиму и Анне. Поэтому при чтении их жизнеописания мы встречаем упоминание о том, что Иоаким уходит в пустынные места, чтобы молиться. Потому что в очередной раз был унижен – его обличили люди, пришедшие приносить жертву, которую Иоаким как священник должен был совершить. Они сказали, что Иоаким не достоин совершать эту жертву, потому что он сам человек грешный, так как не имеет детей. И вот именно в эти минуты отчаяния ему было обещано, что у него наконец-то родится ребенок. То же было обещано и его жене Анне, которая в это время молилась том, чтобы Господь даровал им чадо. И вот именно таким образом появилась на свет Пресвятая Дева Мария, родители которой всю свою жизнь молили Господа Бога о Ее рождении.
Необычайным чудом явилось и то, что Иоаким и Анна к тому времени были уже в очень преклонных годах, когда люди уже не способны к деторождению. И это тоже было свидетельством для всех окружающих, что Бог, если хочет, нарушает естества закон и делает то, что для человека кажется совершенно невозможным.
Поэтому, прославляя сегодня святых праведных богоотцов Иоакима и Анну, мы имеем перед собой замечательнейший пример семьи, любви друг ко другу, и прежде всего такого состояния, когда человек ни при каких обстоятельствах не оставляет надежду на Бога.
Только праведный человек чувствует, что Бог всегда с ним, и даже во время тяжелых испытаний продолжает верить, что Господь ему поможет. Если человек этими праведными качествами не обладает, то он будет только роптать на Бога. Вот как раз для нас с вами это пример необычайного терпения и упования на Бога, воле Которого мы должны быть покорны. Если мы принимаем волю Божию, которая на каждом из нас совершается, то и Господь нам дает более легкие бремена носить. Если же мы противимся Его воле, то обременяем сами себя еще большими трудностями. Праведные богоотцы Иоаким и Анна показали нам с вами пример того, насколько можно быть уверенным в милости Божией. Дай Бог, дорогие братья и сестры, и нам с вами иметь такую веру. И такую любовь к своим детям и внукам, которая помогает взращивать в человеке веру во Христа и в Его Божественную силу».
Фото: Илья Школин
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=411795





