Святитель Иннокентий (Смирнов)

Святитель Иннокентий (в миру Иларион Дмитриевич Смирнов; 30 мая 1784, с. Павлово Богородского уезда Московской губернии, ныне Павловский Посад Московской области – 10 октября 1819, Пенза), епископ Пензенский и Саратовский в марте-октябре 1819 г.

Родился в семье пономаря Димитрия Егорова, был шестым и последним ребенком. В 1793–1801 гг. обучался в подмосковной Перервинской духовной семинарии, где получил фамилию Смирнов, попробовал свои силы в русском и латинском стихосложении, своими способностями обратил на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина). В 1801–1805 гг. завершил свое образование в Троицкой Лаврской семинарии; летние месяцы проводил в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, где получал наставления известного старца иеромонаха Амфилохия (Яковлева). С 15 февраля 1805 г. – учитель низшего грамматического класса Лаврской семинарии; 9 апреля 1805 г., на Пасху, в Троицком соборе лавры митрополитом Платоном посвящен в стихарь. С 30 августа 1806 г. учитель высшего грамматического класса, с 9 марта 1808 г. – учитель поэзии, с 8 января 1809 г. – учитель риторики, с 10 августа 1809 г. – префект и учитель философии Лаврской семинарии. В 1803 г. познакомился со святителем Филаретом (Дроздовым), будущим своим ближайшим другом. В 1805–1811 гг.  регулярно произносил проповеди в храмах Троице-Сергиевой лавры.

13 октября 1809 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым) пострижен в монашество с наречением имени Иннокентий, в честь свт. Иннокентия Иркутского; на следующий день рукоположен митрополитом Платоном во иеродиакона, а 25 декабря – во иеромонаха. 6 августа 1810 г. назначен настоятелем подмосковного Николо-Угрешского монастыря, возведен в сан игумена; уже 14 октября переведен в Знаменский монастырь в Москве; однако управлял монастырями номинально, основное внимание сосредоточив на Лаврской семинарии.

22 января 1812 г. по вызову Комиссии духовных училищ прибыл в Санкт-Петербург, стал бакалавром кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии, с 18 мая – библиотекарем; в июле-сентябре 1813 г. исполнял обязанности инспектора. 9 июня 1812 г., на Троицу, был возведен в сан архимандрита, был назначен на череду священнослужения и проповеди слова Божия, вскоре получил известность как проповедник. В августе 1814 г. избран доктором богословия (шестым в России) и награжден орденом св. Анны 2-й степени.

В сентябре 1813 г. назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии, членом конференции и внешнего правления академии, Цензурного комитета при ней, настоятелем Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне, членом Санкт-Петербургской духовной консистории. Преподавал в семинарии богословские дисциплины (курсы лекций легли в основу «Богословия деятельного», «Изъяснения Символа веры», «Опыта изъяснения на первый и вторый псалом»). С 15 января 1814 г. – благочинный над корпусными законоучителями; как законоучитель 2-го кадетского корпуса, в его подчинении был иеромонах Фотий (Спасский), духовный сын свт. Иннокентия, известный борец с мистицизмом. Дважды, 4 января 1815 г. и 16 мая 1817 г., принимал экзамены по Закону Божию у воспитанников Царскосельского лицея, в т.ч. А.С. Пушкина. В 1817–1818 гг. подготовил к изданию «Начертание церковной истории, от библейских времен до XVIII века, в пользу духовного юношества» – главный свой научный труд; за него удостоен ордена св. Владимира 2-й степени.

С июля 1815 г. архимандрит Иннокентий – директор Петербургского отделения Российского Библейского общества; осуществлял координацию взаимодействия с Воронежским отделением, контролировал издание Нового Завета на церковнославянском языке. С 2 июня 1816 г. – член Комитета по делам греко-российского в Финляндии духовенства; соавтор «Положения о ведомстве духовного и гражданского суда по делам, относящимся до духовных лиц греко-российского исповедания в Финляндии…», утвержденного Николаем I в 1826 г. С 19 июня 1816 г. – наместник Новгородского Юрьева монастыря. С 7 апреля 1817 г. – член Главного правления училищ при Министерстве народного просвещения; принимал участие в разработке положений о присвоении ученых степеней и учреждении 2-го разряда Главного педагогического института (современный Санкт-Петербургский университет).

3 сентября 1818 г. как цензор пропустил в печать книгу Е.И. Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души…», содержавшую выпады против модного при дворе мистицизма. 15 января 1819 г. Иннокентию, как цензору, был сделан строжайший выговор; 25 января, вследствие интриг графа А.А. Аракчеева, он был назначен епископом Оренбургским и Уфимским, однако ввиду смертельной болезни (неспецифический язвенный колит) его покровителям удалось заменить ссылку на Пензу. 2 марта 1819 г. в Казанском соборе Петербурга был рукоположен во епископа Пензенского и Саратовского.

По пути на кафедру 23 марта в Москве принял участие в архиерейской хиротонии архимандрита Феофила (Татарского), из-за обострения болезни прибыл в епархию лишь 18 июня. Деятельно принялся за управление епархией: рассмотрел свыше 850 дел, рукоположил около 20 клириков, учредил комиссию для построения Спасского кафедрального собора, выступил с инициативой перевода Евангелия на мордовский язык, посетил духовную семинарию и гимназию. С 7 августа по 7 сентября предпринял поездку в Саратов, откуда вернулся смертельно больным.

10 октября 1819 г. скончался, и 13 октября был погребен под Екатерининским приделом Спасского собора; в 1882 г. на средства благотворительницы М.М. Киселевой при входе в склеп была сооружена церковь во имя свв. Евлампия и Евлампии. В 1884 г., к столетию со дня рождения Иннокентия, в Пензе было учреждено Иннокентиевское Просветительское братство. По молитвам к Иннокентию происходили исцеления; трижды: в 1884, 1911 и 1915 гг. – пензенцы ходатайствовали о причислении его к лику святых. В 1998 г. останки свт. Иннокентия были обретены на месте взорванного собора и перезахоронены у архиерейского дома. 14 августа 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе он был причислен к лику святых; 22-23 октября 2000 г. состоялось обретение его мощей и их перенесение в Успенский кафедральный собор Пензы. 17 октября 2021 г. мощи перенесли в восстановленный Спасский кафедральный собор.

В 2019–2020 гг., к двухсотлетию со дня кончины святого, издательством Пензенской епархии было подготовлено полное собрание творений святителя Иннокентия Пензенского в десяти томах.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1266