Священномученик Иоанн Днепровский, пресвитер
В 1898 году Иван Михайлович женился на девице Александре, и впоследствии у них родилось четверо детей.
В 1905 году Иван Михайлович был рукоположен во диакона ко храму в селе Терса, а в 1914 году – во священника ко храму в селе Полчаниновка. По всей вероятности, храм в селе был в 1929 году закрыт, и отец Иоанн переехал в город Новоузенск Саратовской области, устроившись работать наблюдателем на Нижне-Волжскую метеорологическую станцию, и здесь он прожил до своего ареста, поддерживая отношения с местным священником и верующими.
8 декабря 1937 отец Иоанн был арестован, заключен в тюрьму в городе Саратове и на следующий день допрошен:
– Вы обвиняетесь в контрреволюционном действии против существующего политического строя в СССР.
– Виновным себя в этом не признаю.
– Вы клеветали на сталинскую конституцию, говорили, что это кабала и больше ничего и что хорошего от нее ждать нельзя. Признаете ли это?
– Это я также категорически не признаю.
– Вы говорили, что в день выборов сгонят всех на отдельные базы и прикажут голосовать за того, кто им будет выгоден, – будете ли это отрицать?
– Не признаю и это.
– Вы говорили, что советская власть посягнула на религию, разграбила храмы, невинно сослала все духовенство, – признаете ли это?
– Да, это я действительно говорил – что все храмы советская власть уничтожила и что священство невинно все сослано, других разговоров я совершенно не вел.
– Расскажите следствию, с кем из духовенства в Новоузенске вы поддерживали связь?
– Я был тесно связан только со священником Алексеем Поповым, у которого часто бывал и вел беседу, как вывести из тупика религию, так как советская власть окончательно добивает ее и жить нам становится все труднее.
– В беседе Попов защищал права религии, предлагал вам быть еще активнее в религиозных мероприятиях – вы дали согласие действовать заедино?
– Когда мы с Поповым беседовали относительно религии, то он мне говорил, что христианская религия самая идеальная и что отступать от нее не следует, – с этим и я с ним согласился, обещал чем смогу помочь, другого у нас в разговорах ничего не было.
– Вы говорили, что скоро советская власть будет свергнута, это осуществят культурные державы – Япония, Германия. Признаете ли это?
– Нет, этого я не признаю.
– Вы производили у себя на квартире сборы верующих, среди которых распространяли контрреволюционную пропаганду, создавали фонды для поддержания религии.
– Это я категорически отрицаю.
В тот же день следствие было закончено, и на следующий день, 10 декабря, тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Днепровский был расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.
В 1961 году его сын Николай обратился в МВД с просьбой о реабилитации новомученика. В следственном деле были обнаружены «показания» трех свидетелей, положенные в основу обвинительного заключения. К моменту пересмотра дела в живых осталась лишь одна из них, при проведении передопроса которой выяснилось, что в 1937-м никаких показаний на Днепровского И.М. она не давала и вообще не была знакома с этим человеком.
По протесту прокуратуры Саратовской области Президиум Саратовского областного суда своим постановлением от 29 октября 1961 года реабилитировал страдальца за недоказанностью обвинения. При реабилитации было отмечено, что дело было сфабриковано с грубым нарушением процессов следствия и судопроизводства.
Однако дети отца Иоанна, хотя и добились его реабилитации, так и не узнали о судьбе своего отца. Правда стала известна лишь в 1991 году, когда на запрос внуков о. Иоанна, Владимира и Ирины, Управление КГБ СССР по Саратовской области сообщило, что священник был расстрелян.
Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июля 2002 года священник Иоанн Днепровский был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
Память 2/15 декабря.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1523