Митрополит Серафим: «Духовное и внешнее в жизни каждого человека должно быть пропорционально равным, и это приносит гармонию»
У православных христиан наступила Страстная неделя, время которой больше всего подходит для размышлений над смыслом жизни, для признания собственных ошибок и для покаяния. О том, как провести эту неделю с максимальной духовной пользой для себя, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим рассказал в интервью ведущей программы «Ради Истины» на телеканале «Экспресс» Анне Ширчковой.
— Владыка, у всех христиан, которые держали пост, совсем скоро наступит огромная радость, причем радость, так сказать, заслуженная. Они себя ограничивали в пище. Они старались вести себя достойно, признавали свои ошибки. А как быть тем, кто не мог весь пост, по причинам объективным, либо субъективным, не смог вести себя, согласно канонам? Могут они как-то наверстать свои огрехи в эту Великую неделю?
— Безусловно, могут. Здесь на ум сразу приходит послание святителя Иоанна Златоуста, которое мы читаем ежегодно в первый день Пасхи. Именно на Пасху оно заслуживает чтения, потому что это высокий, поэтический язык, послание наполнено глубокой верой и отражает весь смысл празднуемого события. И вот в этом послании свт. Иоанн Златоуст говорит: «Приидите все и насладитесь пиром веры, постящиеся и не постящиеся, начинавшие поститься с первой седмицы или с самой последней. Все насладитесь радостями этого пира!».
Приводя в пример эти слова, можно прекрасно всех настроить: что бы в нашей жизни ни случилось — нарушили пост, не смогли его совершать, потому что болели, или были причины иного рода, семейные причины, — безусловно, Страстная седмица может легко все исправить. Можно эти дни попоститься. Самое главное — чтобы этот пост не был в том, что мы воздерживаемся от чего-либо; самое главное, чтобы мы прочувствовали все эти дни, из которых каждый говорит о той Евангельской истории, которая предшествовала Светлому Христову Воскресению. Это и Распятие на Кресте, снятие с Креста, положение во гроб и, наконец, те Жены-мироносицы, которые приходят ко гробу и вдруг находят его пустым. И неслучайно Страстная седмица — это отдельный пост от Великого поста. Фактически Великий пост заканчивается Вербным воскресением, а уже Страстная седмица — это особые шесть дней, которые готовят нас к Пасхе.
Поэтому, если вдруг вы не постились, никто не запрещает нам приступить вновь к этому посту. Как у нас часто бывает, к сожалению, люди думают, если нарушили пост, всё, он может быть на этом закончен, потому что вдруг вот мы что-то испортили. Ничего не пропало. И если даже вы попостились два или три дня – это уже замечательно. И уже мы хоть немножко потрудились ради этого праздника. Ведь Вы правильно сказали: особенно те, которые постились они заслуженно встречают этот праздник. Поэтому, если и два-три дня мы смогли вынести из этого поста — это уже замечательно само по себе.
— С этой неделей связано много народных верований, чисто бытовых, не зря дни этой недели называются чистыми. Но речь ведь идет не только о наведении чистоты в жилище?
— Сами названия идут чисто от народных обычаев, потому что так принято было, и мы все с вами вспоминаем, как наши мамы к Пасхе начинали генеральную уборку своего дома, красили, чистили, стирали, гладили, все заново вешали. И, конечно, именно отсюда и идут названия, потому что чисто церковные названия — совершенно другие. Мы каждый день недели называем либо Страстным, либо Великим днем, потому что этот день стал судьбоносным для всего мира, и особо, конечно, являются судьбоносным для тех, кто избрал своей верой христианство. И в церковных понятиях это немножко другие дни. Я бы не сказал, что они особо разнятся от того, как народ привык их называть.
Например, начинают готовить пасху и красить яйца в субботу, которая называется красильной, потому что такая уж традиция – красить яйца и идти их освящать перед Пасхой, для того, чтобы потом разговеться в сам праздник. И неслучайно эта неделя называется чистой, потому что люди и сами себя, и жилище свое готовят к празднику. И эти внешние обстоятельства, которые в жизни происходят, — они все равно показатель того, что человек действительно, хотя бы внешне, в себе что-то хочет изменить. Он хочет подготовиться к празднику, он хочет этот праздник встретить именно достойно. Не как нерадивый человек, который вдруг вспомнил, что сегодня — Воскресение Христово, а как тот человек, который за несколько дней готовится к этому.
Духовное и внешнее должно быть в жизни каждого человека пропорционально равным, и это приносит гармонию. Но не всегда так бывает: иногда бывает, что человек более косный к духовному — для него внешнее очень важно, и это не показатель того, что человек по своему развитию какой-то более низкий или несовершенный; просто он есть сам по себе такой, и мы должны уже и его стремление и желание точно так же уважать, как, впрочем, и людей высоко духовных, которые, может быть, меньше всего заботятся о чистоте внешней, а заботятся о чистоте своего ума и чистоте своей души.
— Пасхальный кулич — обязательный символ праздника. Владыка, очень многие пензенцы помнят, что раньше на прилавках практически всех торговых центров продавались куличи и яйца с пометкой «освященный продукт». И, с точки зрения потребителя, это было очень удобно: пошел, все купил, и вроде как и праздник встретил, и к духовной пище приобщился. Потом вышел запрет. Сейчас куличи продавать можно, но святить их непременно нужно идти в церковь. Это попытка привлечь ленивых христиан в храм?
— В том числе. Потому что это наш благочестивый обычай, в котором даже в советское время люди, порой под страхом того, что будут уволены или претерпят за это какие-то наказания, все равно либо сами пекли, либо покупали в магазине кулич и шли все равно в храм его освящать. Но это — не единственный момент, который преследовался в запрещении освящения. Потому что всякая освященная вещь не должна носить характер массовости.
Мы, к сожалению, привыкли к удобствам жизни, и нам так прекрасно и замечательно: пришли, получили, и все вроде бы освященное. Но ведь освящает не только Бог, священник, но и сам человек! Ты сам должен с этим куличиком придти, помолиться, ты должен поучаствовать молитвенно в его освящении, и тогда для тебя это — святыня! А если ты просто приходишь в какой-то пункт бытового обслуживания, где тебе все по полочкам разложили и за энную сумму денег все сделали – это больше похоже на магию, нежели на христианство.
Есть и третий аспект: это — забота о святыне. Священник может прийти и на хлебозавод, может прийти и в супермаркет, освятить, но как будут поступать с этой святыней? Все ли эти освященные вещи будут продавать именно тем, кто этого желает? Ведь в супермаркеты ходят не только христиане, ходят и люди другой веры. Может быть им тоже нравится этот продукт. А как они будут поступать с ним? Как с освященной вещью? Ведь как бы мы ни относились с радушием друг к другу, к каждого свои святыни, у каждого свои те чувства, которые и оскорблению подвержены, и унижению; поэтому, в таком смысле, святыня должна быть для христианина действительно святой. И как у нас, русских, всегда было принято – все святыни находились в красном углу, там, где икона; под эти иконы ставили кулич, освященные яйца, после того, как пришли из храма. И с благоговением к этому относились. Кулич — это некий символ Пасхи, и его прежде всего вкушают, а потом уже и вся трапеза идет.
— Владыка, в завершение программы дайте свое архипастырское напутствие телезрителям, чтобы им было легче провести эту неделю и достойно встретить светлый праздник Пасхи.
-Уважаемые друзья! Мы с вами ступаем в заключительную стадию Великого поста, в Страстную седмицу. Это дни, которые являются очень важными, и мне хотелось бы, чтобы вы их провели с пользой для своей души. Обязательно побывайте в храме: выберите время, чтобы послушать песнопения и Евангельские чтения, которые повествуют о последних днях жизни Господа Нашего Иисуса Христа. Напитайтесь этой духовной пищей, и тогда радость праздника придет в сердце каждого из вас!
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=22112