Правила Святой Христианской Церкви о посте
Правила Святой Христианской Церкви и что должно знать христианам о посте в среду и пятницу, и Святую Четыредесятницу (Великий пост) или о двух основаниях в посте.
В этом кратком труде изложены истинные и по сей день действенные живые наставления святой христианской Церкви о посте в среду, в пятницу и в Святую Четыредесятницу, которые имеют глубокое утверждение в Откровении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, истинного Бога и истинного человека! Бога во Святой Троице Единого!
Войдя в ограду Святой Церкви Христовой человеку нужно понять простую мысль: коль скоро ты отныне часть Церкви, постарайся услышать, что Церковь говорит тебе о себе, а говорит она языком Священного Писания и Священного Предания.
Христианский пост имеет две неотъемлемые части. Видимую и невидимую — скрытую или духовную. Эти две части одного целого, единого и неделимого тела поста, которые нераздельны друг от друга, по разделению же несовершенны. Одно — тело поста, другое — его душа! Как и у человека, если нет у него тела, умерло оно, то и он уже не совершенный человек, но дух бестелесный, не могущий ничего поделать, и не видим никому, и не слышен, как следствие этого — не имеет он возможности вырастить или произвести в себе духовного плода, имея одну только душевность! Так и Господь наш Иисус Христос говорит о несовершенстве всякого духа. «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите [т. е. прикоснитесь и убедитесь телесно – монах Фаддей] Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 36–39). Это указание издревле говорит нам, что Христос воскрес совершенно и Душой и Телом, явив всю полноту спасения в Самом Себе.
В противном случае, имея только одну эту душевность, как правило, в ней есть только слово, а духовный плод веры рождается в делах, на что и указывает достопочтенный и божественный апостол Иаков в своем соборном послании, в котором пишет: «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (Иак. 1, 25). Много бесплодно говорящих, но мало блаженных делателей. В другом месте говорит тот же блаженный апостол: «Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? И исполнилось слово Писания «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим»» (Иак. 2, 20–23). Из этого всего видно, что тело поста — это надежное основание веры к праведности и дело, в совершенстве угодное Богу, на котором прорастают невидимые на первый взгляд плоды Духа. О чем и пишет апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). О духовной же стороне поста скажем ниже.
Благословенный Соломон говорит в Притчах «Услышь, сын мой, наказ отца твоего и не отвергай завещаний матери твоей». Так и тут! Всеблагой Господь — наш Отец, а Церковь — Мать. Господь Бог показал нам пример в Иисусе Христе, Христос по благодати дал нам Свои слова и дела через апостолов и святых Своих, то есть дал тот самый наказ или, иными словами, духовную часть поста. А именно: хорошо всем христианам поститься. Дал Он духовные дарования, которые невидимы. А наша Мать, то есть Святая Церковь Христова, дала нам завещание. То, как нам стоит поститься в Святую Четыредесятницу (Великий пост) и во все среды и пятницы, что и назвали мы плотью и костями поста. Пост дан поистине к нашему духовному росту и без всякого сомнения должен быть благоприятен – угоден Богу и послужить к нашему спасению и всякому совершенству. Об этом же говорит нам духовная песня первого дня Великого поста: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу, истинный пост есть отчуждение от всякого зла, воздержание своего языка, оставление ярости, отлучение от похоти и клеветы, лжи и нарушения клятв <…>»! В слове о посте святитель Феолипт Филадельфийский говорит «Радостно примем наступление <…> поста, поскольку пренебрежение им повергло нас в забвение» [1].
Так в чем же заключается верное и доброе основание поста, его плоть и кости? Это отказ от определенных видов пищи: будь то мясо, рыба, молочные продукты, яйца и все то, что мы называем скоромной пищей, и всего производного от них. Здесь стоит обратить свое особое внимание и на то, что важно всегда помнить, отказываясь от определенных видов пищи, стоит также умерить и ее количество. Поскольку и постной пищей без ограничения можно разогревать свою плоть ко страстям и похотям.
Святое Евангелие нам возвещает о сроках святого поста, говоря следующее: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.» (Мф. 4:2). Поэтому и называем это время Святой Четыредесятницей, потому что оно длится около сорока дней и сорока ночей, в которые воздерживаемся от определенных видов пищи и как бы повторяем, или лучше сказать, подражаем, по нашим силам, на сколько можем, Христу. Христиане постятся одинаково как днем, так и ночью, в отличие от иных.
О значимости же пощений в среду, пятницу и Святую Четыредесятницу говорят нам и святые ученики Господа нашего Иисуса Христа в шестьдесят девятом (69) правиле своем: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Святую Четыредесятницу, или среду, или пятницу, да будет извержен, если только ему не препятствует поститься немощь телесная. Если же мирянин [всякий человек именующий себя званием христианина. м. Ф.], да будет отлучен [от сообщества верующих христиан. монах Фаддей]» [2].
Обратим внимание, какое важное замечание можно сделать из этого правила, а именно, что если не имеем действительной причины не соблюсти данное правило, сами себя лишаем высокого и сами себе наносим урон! Объясняя это правило, преподобный Никодим Святогорец приводит слова святителя Иоанна Златоуста из «Слова к тем, которые по-прежнему постятся в Пасху», он пишет «мы постимся в Святую Четыредесятницу не ради Пасхи, не ради Креста, но ради наших грехов» [3].
Относительно тех мнений некоторых, которые продолжают в Святую Четыредесятницу есть яйца и молочные продукты говорит пятьдесят шестое правило (56) Шестого Вселенского Собора: «Подобным образом мы узнали, что в армянской стране и других местах по субботам и воскресеньям Святой Четыредесятницы некоторые едят яйца и сыр. Потому решено и то, чтобы Церковь Божия по всей вселенной, следуя единому чину, совершала пост и воздерживалась как от всего закалаемого [т.е. мяса и рыбы – м. Ф.], так и от яиц и сыра, которые есть плод и произведение того, от чего мы воздерживаемся, если же кто-либо не будет этого соблюдать, то, если они клирики, да подвергаются извержению, а миряне – отлучению» [4].
Как видно из этого правила, Церковь четко указывает нам на конкретные продукты питания, от которых стоит воздержаться во все время Великого поста. Более того, пятидесятое (50) правило Лаодикийского собора говорит нам о сухоядении во всю Святую Четыредесятницу [5]. Комментируя данное правило преподобный Никодим Святогорец, ссылаясь на мнение Мелетия Исповедника, пишет: «<…> Православная Церковь по субботам и воскресеньям Четыредесятницы разрешает на вино, масло и ракообразных <…>. И этим умеренным разрешением Церковь мудро достигает двух целей: воздает честь посту Четыредесятницы через запрещение мяса, сыра, яиц и рыбы, и соблюдает правило Апостолов 64, определяющее, что не следует в субботу и воскресенье совершенно воздерживаться от всякой пищи, но в то же время следует хранить в эти дни воздержание» [6].
В другом месте святых правил Церкви Христовой, в пятнадцатом (15) правиле святого священномученика Петра Александрийского раскрываются причины и основания по котором мы постимся в среду и пятницу. В нем святой отец своим благословенным словом отсекает смешные укоры некоторых о том, что не стоит поститься в эти дни, и тем самым нас предупреждает, побуждая не обращать на них никакого внимания. Он пишет «Пусть никто не укоряет нас за соблюдение среды и пятницы, в которые нам, согласно преданию, предписано поститься по уважительной причине: в среду – ради составленного иудеями совета о предательстве Господа, в пятницу – ради того, что Он [Иисус Христос – монах Фаддей] пострадал за нас. Воскресный же день мы проводим как день радости, ради Воскресшего в этот день, и в продолжении его не преклоняем колена, следуя преданию» [7]. Ко всему прочему достопочтенный мученик Христов говорит и о коленопреклонениях в воскресные дни, которые также составляют важную часть поста, имея внешнюю сторону организации христианской жизни, что по праву можно назвать христианским благочинием. Это указание согласно 20-му правилу Первого Вселенского Собора, которое гласит: «Поскольку некоторые преклоняют колена в воскресенье и в дни Пятидесятницы [последующие пятьдесят дней после праздника Святой Пасхи – монах Фаддей], то ради того чтобы в каждой епископской области все соблюдалось одинаково, угодно было святому Собору, чтобы молитвы возносили стоя» [8].
Святой Гангрский поместный Собор в своем восемнадцатом (18) правиле говорит и о посте в воскресный день: «Если кто-то ради мнимого подвижничества будет поститься в воскресенье, да будет анафема». Это правило касается и Святой Четыредесятницы, дозволяя нам вкушать в День Господень (в Воскресенье) растительное масло, вино и ракообразных. Под понятием же «анафема – ἀνάθεμα» мы понимаем следующее. Оно происходит от греческого ἀνατίθημι – возлагать, накладывать. Данное понятие чаще всего в обществе верующих христиан связывается со значением некоего «проклятия», но благоразумнее было-бы понимать его как «отделение» кого-либо или чего-либо от Тела Христова – Церкви. Отделение свободной воли человека в личном гордом нераскаянном заблуждении, которое свидетельствует об отделении человека или его мнения от Церкви.
Также стоит сказать и о смешных движениях тех, кто, не имея основательных причин, желают по своему заблуждению разрешить и разрешиться от самого святого поста. О таковых говорит девятнадцатое (19) правило Святого Гангрского Собора: «Если кто-то из подвижников, не будучи вынужден телесной болезнью, станет с надмением нарушать установленные преданием для всех и соблюдаемые Церковью посты, потому что в нем утвердился [или таится – монах Фаддей] помысл о совершенстве, да будет анафема».
Можно предположить, что такие движения помыслов рождает гордость, неведение и непонимание Святых Текстов и в целом Предания христианского. Это правило также лишний раз напоминает пастырям быть внимательнее в вопросе духовного попечения о пасомых и осторожнее рассматривать каждое обстоятельство вынужденного разрешения от поста каждого приходящего к ним человека. С другой стороны, не стоит накладывать или оставлять тяжкого бремени на человеке, который в силу телесной слабости или болезни не сможет поистине понести во всей полноте пощение. Предпочтительней в таком случае икономия – послабление.
О вопросе окончания поста в Святую Четыредесятницу говорит восемьдесят девятое (89) правило Святого Шестого Вселенского Собора «Проводя дни спасительного Страдания в посте, молитве и сокрушении сердца, верные должны оканчивать пост около средних часов ночи после Великой субботы, потому что божественные евангелисты Матфей и Лука, первый изречением по прошествии субботы (Мф. 28, 1), а второй – очень рано (Лк. 24, 1), указывают нам на глубокую ночь». То есть, после полуночи или с наступлением утра, что зависит от искусности и терпения каждого постящегося.
Таким образом, пост в Святую Четыредесятницу принципиально ничем не отличается от пощений в среду и пятницу. Напротив, пост в эти дни является образом пощения и в Великий пост с прибавлением к среде и пятнице понедельника, вторника и четверга. Все, кто именует себя высоким званием христиан, в эти дни воздерживаются от мяса, рыбы, яиц, молока, сыра и растительного масла, почитая пост сыроядением. Исключение составляют субботы и воскресные дни, которые не входят в Великий пост. В них христианам позволительно есть растительное масло, вино и ракообразных. Сюда же мы добавляем праздник Благовещения, в который можно есть рыбу.
Как видно из последнего вышеприведенного правила Шестого Собора, в нем говорится и о второй, невидимой или внутренней стороне поста, то есть духовной жизни христианина, как и сказано: «Проводя дни спасительного Страдания в посте, молитве и сокрушении сердца <…>», то есть все то, что касается наших мыслей, сердечных переживаний, душевных движений и духовной исканий. Назовем все это душою поста. Все то, что скрыто от глаз и ушей братьев и сестер наших, и ведомо Богу, и нам, по слову благословенного Павла. Это жизнь нашего внутреннего сокровенного человека.
Как и написали ранее, если тело мертво у человека, то он не совершенен, но дух немощный, и бесплотный. Вот так же и если души нет у него, не совершенен человек. И если имеет одно только тело, то похож скорее на «живой труп». Так и в деле поста!
Посмотрим вокруг себя, сколько людей двигаются поистине смешным движением ради телесной своей красоты или по жалости к жизни, что более уважительно, но все же не верно в своем настроении и цели. Или по иной какой причине воздерживаются, как и христиане, от определенных видов пищи и сокращают ее количество. В чем в таких случаях их отличие от христиан?
Или посмотрим на бессловесных скотов, которые, по слову святого святителя Иоанна Златоуста, во всю свою жизнь едят одну траву, неужели назовем и их христианами, и небожителями? В чем их отличие тогда от христиан? Неужели скажем, что и первые и последние христиански постятся и следуют путем Истины? Нет!
По слову того же правила Шестого Вселенского Собора, как можно видеть, пост неизменно соединяется с молитвой и внутренним делом сокровенного человека, что и названо в правиле сердечным сокрушением. Это внутреннее дело или, как мы встречаем в святоотеческих текстах «делание», которое касается духовной стороны христианской жизни.
Эта сторона незримой жизни начинается с разрешения от неведения. Всякий постящийся начинает со всяким разумением, прилежанием, размышлением и, самое главное, с верой изучать и прочитывать во все время поста Священное Писание, жития святых, труды святых отцов, правила Святой Церкви Христовой, богослужебные тексты и молитвы. Все это позволяет ему погрузить свой ум в чистые и теплые воды веры. Откинуть все дурные мысли мира, которые угнетают его. Учась от этих святых текстов тому, что полезно душе, можно сказать, научаясь от них цельности христианина. Это приводит всякого человека хоть на небольшое время в порядок и чистоту мыслей, как и Павел говорит: «умертвите земные члены ваши» (Кол. 3, 5).
Погружаясь умом, сердцем и всей душой в эти святые чистые тексты, человеку является все то доброе, о чем возвещает христианская вера, а узнав об этом добром, человек являет его в жизнь делом. Каждый день. Каждый час. Каждую минуту его добрым делом прославляется Бог и Святая Церковь Его. Человек соединяется с верным спасительным якорем молитвы. И человек мало помалу меняет свою жизнь, очищаясь от ветхости и сора грехов. Ввиду нашей слабости нам необходимо обратиться и припасть к Богу словами Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного» или к Его Пречистой Матери: «Пресвятая Богородице, просвети мою тьму и спаси мя грешного».
Причем эти молитвы произносить можем в себе постоянно, когда идем куда-то, едем куда-то, делаем что-то дома или на работе. И даже если находимся в храме. По свидетельству преподобного Амвросия Оптинского «<…>всего вернее со смирением прибегать всегда к помощи и заступлению Божественному, призывая на помощь Самого Господа и Пречистую Его Матерь, как советует святой Лествичник: «Именем Иисусовым отражай ратники»» [9].
Подводя итог всему сказанному, хотелось бы привести напоследок мнение святителя Феолипта Филадельфийского, который, говоря о посте, предлагает направить наши духовные и телесные силы, с молитвой и всяким упованием на Господа и Пречистую Матерь Его, в шести направлениях или, как он сам говорит, с шестью «борениями». Первое — воздержание от жирных и роскошных блюд. Второе — умеренное вкушение пищи. Третье — умерщвление всякого лукавого действия и подавление стремлений к пустословию. Четвертое — отражение (при первом появлении их в мысли) страстных приступов воспоминаний о том, что мы некогда видели или совершали. Пятое — отделение от себя похоти своих очей и лукавых речей. Шестое — удаление из своего ума даже простых мечтаний, которые пользуются нашим умом и запечатленными в нем некогда воспоминаниями [10].
В чем да поможет нам всем Всеблагой и Многомилостивый Отец всех Бог в Сыне Своем Единородном Иисусе Христе через Духа Святаго Утешителя, Ему же честь и благодарение. Аминь!
монах Фаддей, Божией милостью пресвитер.
Список использованной литературы:
1. Феолипт Филадельфийский, всятитель. Аскетические творения. Послания / Вступ. статья, пер. и коммент. А. И. Сидорова. При участии свящ. Александра Пржегорлинского. – М.: Сибирская Благозвонница, 2018. – С. 290.
2. Преподобный Никодим Святогорец. Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: Т. 1.: пер. с греч. – Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. – С. 344.
3. Там же. Т. 1. – С. 345.
4. Там же. Т. 2. – С. 289.
5. Там же. Т. 1. – С. 345.; Там же. Т. 3. – С. 184.
6. Там же. Т. 2. – С. 290.
7. Там же. Т. 4. – С. 66.
8. Там же. Т. 2. – С. 66.
9. Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем в 3 ч.; Ч. II. Письма к монашествующим, основателям и первоначальницам общин. Письмо 241. См. https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_letters_content_chart2/
10. Феолипт Филадельфийский, святитель. Аскетические творения. Послания / Вступ. статья, пер. и коммент. А. И. Сидорова. При участии свящ. Александра Пржегорлинского. – М.: Сибирская Благозвонница, 2018. – С. 290–295.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=267409