Митрополит Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Иннокентия Иркутского при духовной семинарии

10 апреля 2023 года, в Великий Понедельник Страстной седмицы, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Литургию Преждеосвященных Даров в домовом храме во имя святителя Иннокентия Иркутского при Пензенской духовной семинарии.

Его Высокопреосвященству сослужили первый проректор Пензенской духовной семинарии (ПДС) протоиерей Николай Грошев, проректор ПДС по воспитательной работе протоиерей Александр Филиппов, проректор ПДС по научной работе протоиерей Вадим Ершов, протоиерей Владимир Ольхов, иеромонах Феодосий (Юрьев), заведующий отделением дополнительного образования иерей Павел Мельников, диаконы Ростислав Горшенев и Богдан Яворский.

Богослужебные песнопения исполнили хор Пензенской духовной семинарии под управлением иерея Николая Батищева и хор регентского отделения семинарии под управлением регента Татьяны Новицкой.

Во время богослужения во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви и ко дню Святой Пасхи по представлению правящего архиерея, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом иеромонах Феодосий (Юрьев) был удостоен права ношения палицы.

Проповедь перед причастием произнес студент IV курса Пензенской духовной семинарии Артем Шанин.

После великопостного богослужения Высокопреосвященный владыка обратился к пастве со словом назидания.

Затем со словом приветствия к правящему архиерею обратился первый проректор ПДС протоиерей Николай Грошев.

Некоторые особенности богослужения первых трех дней Страстной седмицы.

В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, которое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.

В Великий Понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть соотечественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.

Бесплодной, засохшей смоковнице бывает, подобна и всякая душа человеческая, не приносящая духовных плодов, — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается внезапность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

В Великую Среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребренников.

В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

На утрени, после «Аллилуиа», в первые три дня поется (трижды) особым напевом трогательный и умилительный тропарь: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас».

Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник – от Иоанна, зач. 84-е; во Вторник — от Матфея, зач. 90-е; в Среду — от Иоанна, зач. 41-е).

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы «Спаси, Боже, люди Твоя…» и возгласа: «Милостию и щедротами…» поется трипеснец Триоди. По окончании трипеснца поется светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды).

В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство и сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

В первые три дня Страстной седмицы (начиная с вечерни в Неделю ваий) в конце служб  бывает особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…»..

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9 частях) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий…» (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия и каждения бывает такой же, как и на чтении Великих часов.

Паремии, в отличие от паремий Св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерне в первые четыре дня читается первая паремия не из книги Бытия, а из книги Исход — о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерне читается из книги Иова, невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия Преждеосвященных Даров. После пения «Да исправится молитва моя…» и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (в Понедельник — Мф., зач. 98-е, во Вторник — Мф., зач. 102-е, в Среду — Мф., зач. 108-е). (Апостол на литургии в эти дни не читается).

В Великую Среду в конце литургии (после «Буди имя Господне» и возгласа: «Благословение Господне на вас…») последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа.

В статье использован материал с информационного портала Православие.Ru

Фото: Илья Школин

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=323762

Актуальные новости

В Неделю 22-ю по Пятидесятнице митрополит Серафим совершил литургию в Троицком храме деревни Камайки В Неделю 22-ю по Пятидесятнице митрополит Серафим совершил литургию в Троицком храме деревни Камайки
В канун Недели 22-й по Пятидесятнице митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Недели 22-й по Пятидесятнице митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе
В день чествования иконы Божией Матери «Скоропослушница» митрополит Серафим совершил литургию в Воскресенском храме Пензы В день чествования иконы Божией Матери «Скоропослушница» митрополит Серафим совершил литургию в Воскресенском храме Пензы
В день престольного праздника митрополит Серафим совершил литургию в Михайло-Архангельском храме с. Голицыно В день престольного праздника митрополит Серафим совершил литургию в Михайло-Архангельском храме с. Голицыно
В канун Собора Архистратига Михаила митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Собора Архистратига Михаила митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе
В Пензе пройдет региональный этап III Патриаршего международного фестиваля спортивных единоборств и боевых искусств В Пензе пройдет региональный этап III Патриаршего международного фестиваля спортивных единоборств и боевых искусств