Митрополит Серафим совершил чин пассии в храме Димитрия Донского г. Пензы
Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, в храмах Пензенской митрополии была совершена пассия* — служба Святых Страстей Христовых.
Службу Страстям Господним в храме во имя благоверного великого князя Димитрия Донского г. Пензы совершил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Никольского городского округа иерей Виктор Сторожев, настоятель храма во имя блгв. кн. Димитрия Донского протоиерей Андрей Фадеев, иеромонах Иларион (Исаев), протоиерей Владимир Ольхов, иереи Александр Кудаев и Иоанн Клопов, диаконы Ростислав Горшенев и Богдан Яворский, иеродиакон Ириней (Легошин), диакон Валерий Струнин.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма во имя блгв. кн. Димитрия Донского под управлением регента Аллы Исайчевой.
В завершение вечернего богослужения митрополит Серафим обратился к присутствующим и отметил, что на второй пассии традиционно читается Евангелие от Марка, главы 14 и 15: «Из этого евангельского отрывка мы, прежде всего, должны понять, что описанные события – это добровольный подвиг Господа нашего Иисуса Христа ради нас. Мы должны понимать, что всё произошедшее было особым благоволением Божием к роду человеческому. На кресте Господь принес искупительную жертву за каждого из нас. Крест, который был орудием пыток для злостных преступников, стал символом победы после Воскресения Христа.
Но всегда ли мы помним об этом, всегда ли мы благодарны Богу за Его жертву ради нашего спасения? И не разнится ли наша жизнь с той жизнью, к которой Христос призывает нас с этого Креста? Подобна ли она жизни апостолов, которые единожды согрешили, отойдя от Христа, но затем раскаялись, вновь стали его ближайшими учениками и проповедниками Слова Божьего до конца своих дней?
Есть ли у нас силы и желание для того, чтобы принести истинное покаяние и исправиться? При этом очень важно, чтобы каждый исправлял себя, а не того, кто рядом. Потому что мы часто желаем исправить других – нам всё кажется, что неправильно поступают ближние, но не мы.
Однако Святая Церковь в дни Великого поста призывает именно нас к тому, чтобы принести покаяние. Слышим ли мы этот призыв? Для того ли мы пришли в церковь, чтобы услышать его? Не слышим ли мы иной, лукавый голос, который вновь говорит: «Распни, распни Его»? Не случайно в конце сегодняшнего богослужения мы читали молитву от первого лица – о том, что никто другой, а именно я своими грехами распинаю Господа. Такие мысли должны приходить нам на ум, когда мы взираем на Крест Христов.
Дай Бог всем слышать голос Божий, который призывает каждого из нас к покаянию и исправлению. Храни вас Господь, дорогие братья и сестры!»
*Пассия – (лат. «страдание») – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа.
Это самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.
Последование пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого поста, по вечерам. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.
В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на пассии выносится на середину храма.
Фото: Илья Школин
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=354159