В канун понедельника Страстной седмицы митрополит Серафим молился за уставным богослужением в Спасском кафедральном соборе
Вечером 28 апреля 2024 года, в канун понедельника Страстной седмицы, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим молился в Спасском кафедральном соборе г. Пензы за уставным богослужением — вечерней и утреней Великого Понедельника, которые совершил иерей Максим Зорин в сослужении диаконов Ростислава Горшенева, Богдана Яворского, иеродиакона Иринея (Легошина), диаконов Евгения Белохвостикова и Димитрия Полуянова.
За вечерним богослужением также молились ключарь Спасского кафедрального собора иерей Сергий Червяков, протоиерей Владимир Ольхов, иереи Сергий Иванов, Евгений Климчев и Николай Пашков.
Богослужебные песнопения исполнил хор Спасского кафедрального собора под управлением регента Ольги Горшеневой.
После чтения кафизм Высокопреосвященный владыка Серафим прочитал Евангельское зачало, повествующее о ветхозаветном Патриархе Иосифе, проданном братьями в Египет, как прообразе страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Также в Евангельском чтении содержались притчи о двух сыновьях и злых виноградарях.
Проповедь после вечернего богослужения произнес иерей Максим Зорин.
Дни Великой седмицы издревле посвящены Церковью каждый особому воспоминанию и каждый называется Великим.
В Богослужении этого дня Святая Церковь приглашает верующих сопутствовать Христу, распяться с Ним, умереть ради Него для жизненных наслаждений, чтобы пожить с Ним. В таинственном созерцании сближая события Ветхого и Нового Завета, она показывает нам грядущие невинные страдания Спасителя в ветхозаветном прообразе целомудренного Иосифа, по зависти братьев невинно проданного и униженного, но после восстановленного Богом. «Иосиф, – говорится в Синаксаре, – есть прообраз Христов, потому что и Христос становится предметом зависти для Своих единоплеменников – иудеев, продается учеником за тридцать серебреников, заключается в мрачный и тесный ров – гроб и, восстав из него собственною силою, воцаряется над Египтом, то есть над всяким грехом, и вконец побеждает его, владычествует над всем миром, человеколюбиво искупляет нас дарованием таинственной пшеницы и питает небесным хлебом – Своею живоносною плотию».
Из событий евангельских Святая Церковь воспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Изсохшая смоковница, по словам Евангелия была для Апостолов знаменательною проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек пред Богом духовно мертв. По разуму Святой Церкви, бесплодная смоковница изображает сонмище иудейское, у которого Иисус Христос не нашел истинного плода, а только лицемерную сень закона, которую обличил и проклял; но эта смоковница изображает также и всякую душу, не приносящую плода покаяния. Кроме повествования об иссушении смоковницы, утреннее Евангелие назидает нас сказанной Спасителем в этот именно день притчей о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина. В этой притче нельзя не видеть и страшного осуждения христианам, дерзостно нарушающим заповеди апостольские и святоотеческие и тем продолжающим распинать Сына Божия своими прегрешениями. В Евангельском чтении на Литургии Святая Церковь напоминает судьбу богоотступного народа Иудейского и кончину мира, как они были предызображены Иисусом Христом. Изображением великих и разнообразных бедствий и признаков разрушения Иерусалима и кончины века верующие побуждаются среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному и утешаются обетованием Спасителя о распространении Евангелия во всем мире и прекращении бедствий «избранных ради».
«Закон Божий», издательство «Новая книга»
Фото: Илья Школин
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=356189