В Пензе почтили память композитора Александра Андреевича Архангельского
16 ноября 2024 года, в день памяти мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона, в 100-ю годовщину со дня кончины известного русского хорового дирижера и духовного композитора Александра Андреевича Архангельского, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил заупокойную литургию в Покровском архиерейском соборе г. Пензы.
Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Сергий (Зайчиков), нареченный епископом Алапаевским и Ирбитским, настоятель Покровского архиерейского собора протоиерей Иоанн Яворский, протоиереи Вячеслав Логинов и Владимир Ольхов, иереи Николай Лоскутов и Олег Тюлюкин, диаконы Богдан Яворский и Кирилл Вейго, иеродиакон Ириней (Легошин), диакон Дионисий Коротнев.
За литургией были исполнены произведения Архангельского А. А. в исполнении хора Спасского кафедрального собора г. Пензы (регент Ольга Горшенева), хора Покровского архиерейского собора (регент Лидия Попкова) и смешанного хора Пензенской духовной семинарии (регент иерей Павел Мельников).
За богослужением молилась правнучка великого композитора Бартанова Ирина Владимировна, прибывшая в Пензу из Саранска.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Вячеслав Логинов.
По отпусте литургии была совершена заупокойная лития по Александру Андреевичу Архангельскому.
После заупокойного богослужения Высокопреосвященный митрополит Серафим обратился к присутствующим: «Сегодня исполнилось ровно 100 лет со дня кончины прославленного регента, хорового дирижера и композитора Александра Андреевича Архангельского. Этот удивительно одаренный человек начал свой профессиональный путь в юном возрасте — сначала регентом в уездном соборе города Наровчата, затем в кафедральном соборе города Пензы. По окончании Пензенской духовной семинарии он сделал блестящую карьеру хорового дирижера и композитора. Александра Андреевича, как никого другого в истории церковной музыки, отличает его церковность и глубокая молитвенность. Произведения этого композитора являются очень важной составляющей русской церковной жизни. Наверное, нет такого хора, который бы не исполнял произведения Александра Архангельского, так как они не очень сложны в исполнении и подходят для различного рода хоров.
Александр Андреевич никогда не забывал своей малой Родины. Будучи уже известным человеком, он приезжал сюда на несколько недель для того, чтобы организовывать народные хоры численностью более 200 человек. К столетию образования Пензенской духовной семинарии, своей «альма-матер», он написал гимн духовной школы, который исполняется ее воспитанниками до сих пор.
Сегодня, спустя многие десятилетия после кончины Александра Андреевича, мы свидетельствуем о том, что музыка его жива. Произведения Архангельского исполняются современными хорами, церковными и не церковными. Имя этого прославленного композитора и церковного дирижера известно во всей Русской Православной Церкви и за ее пределами.
В этом году в нашем крае прошли мероприятия, посвященные 100-летию со дня кончины композитора, самым главным из которых стал III Всероссийский хоровой фестиваль для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. И сегодня мы с вами тоже почтили его память, совершили заупокойное богослужение и помолилиись о упокоении его бессмертной души. Желаю всем помощи Божией, пусть Господь вас хранит!»
После этого в исполнении хоров города Пензы прозвучали духовные произведения Александра Андреевича Архангельского.
Архиерейский детский хор под руководством Марины Никитиной исполнил тропарь «Богородице Дево, радуйся» из цикла «Всенощное бдение». В исполнении хора Покровского архиерейского собора под руководством Лидии Попковой прозвучало произведение «О, Всепетая Мати». Смешанный хор Пензенской духовной семинарии под руководством Руслана Проскурякова исполнил концерт «Господи, услыши молитву мою» (псалом 101). В исполнении хора Спасского кафедрального собора под руководством Ольги Горшеневой прозвучало произведение «С вышних призирая».
Завершился хоровой собор выступлением сводного хора под руководством Ольги Горшеневой, в исполнении которого прозвучал запричастный стих «Хвалите Господа с небес».
Александр Андреевич Архангельский (11 (23) октября 1846, село Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии – 16 ноября 1924, Прага) первоначальное музыкальное образование получил в Пензе и, будучи еще в семинарии, он с 16-летнего возраста до окончания курса управлял местным архиерейским хором. В это же время Архангельский имел случай познакомиться с духовным композитором Н. М. Потуловым и изучал под его руководством наши древние церковные напевы.
Был регентом в Пензе, затем в Петербурге. Организовал в 1880 году в Петербурге смешанный хор, обладавший обширным репертуаром (обработки народных песен, хоровая классика, сочинения современных композиторов) и высокой музыкальной культурой.
В практике церковного пения Архангельский сделал нововведения, заменив в церковных хорах детские голоса мальчиков на женские голоса.
В 1883 году Архангельский впервые выступил со своим хором на концерте в зале Кредитного общества. И с тех пор каждый сезон давал от пяти до шести концертов, избрав себе задачей достигнуть типичного исполнения народных русских песен, из которых многие гармонизованы самим Архангельским.
Написал две оригинальные литургии, всенощное бдение и около 50 небольших сочинений, в том числе 8 Херувимских песен, 8 гимнов «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении вместо причастных стихов.
Фото: Илья Школин
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=376697