В Неделю 23-ю по Пятидесятнице митрополит Серафим совершил литургию в Успенском соборе г. Пензы
1 декабря 2024 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Успенском соборе города Пензы.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь Успенского собора протоиерей Владимир Кэтанэ, протоиерей Владимир Ольхов, иереи Илия Попков, Сергий Соколов и Алексий Ермошин, диакон Богдан Яворский, протодиакон Константин Кузьминых и диакон Георгий Дементьев.
Богослужебные песнопения исполнил хор Успенского собора под управлением регента Ирины Болдыревой.
Проповедь перед причастием произнес иерей Алексий Ермошин.
В завершение богослужения митрополит Серафим обратился к верующим, напомнив, что сегодняшний день – первое воскресенье начавшегося Рождественского поста: «Это особое время для нашего с вами духовного очищения и внутреннего преображения. Зачастую, к сожалению, мы под постом подразумеваем только воздержание в пище, но пост – это, прежде всего, воздержание от чувств и поступков, которые нам мешают приблизиться к Богу. Необходимо настроить себя на борьбу с грехом, с пороками, которые в нас существуют. Орудием для этого должно быть наше воздержание, как телесное, так и духовное. Только когда мы ослаблены телом, тогда мы крепки духом.
Для каждого из нас самое главное – не стать человеком, постящимся внешне, но не постящимся внутренне. Нам нужно позаботиться о том, чтобы мы воздерживались от совершения грехов своим языком, мыслями и действиями. Языком – чтобы не говорить ближнему оскорбительных слов. Мыслями – чтобы не осуждать ближних, чтобы возносить свой ум горе́, то есть к Богу. И, делами, которые должны для нас стать делами добра и милосердия, а значит, делами исправления.
Внешний пост сам по себе абсолютно ничего не значит. Если мы воздерживаемся от пищи, но не воздерживаемся от греховных чувств и поступков, то это нельзя назвать постом, это обычная диета. А вот если мы стараемся телесное воздержание совмещать с богомыслием, с воздержанием от помыслов и от греха, тогда это можно назвать настоящим постом. Святая Церковь нас именно к этому призывает, в том числе и через нынешнее Евангелие, которое обличает безумного богача. Для ветхозаветного человека богатство было еще и показателем того, что ты близок к Богу, если Он дает тебе успех. Но Господь в притче говорит нам, что это не всегда так. Близок Богу тот, кто богатеет именно в Бога и не забывает о Нем.
Забвение Бога проявляется в наших грехах, в том числе в осуждении ближних, которых таким образом мы ставим ниже себя. Безусловно, это показывает нашу скудость в вере, потому что Бог каждого наделил теми талантами, красотой и стремлениями, которые полезны для его спасения. И когда мы начинаем этот Божий замысел стараться выстроить по-своему, тогда и приходит вот это «безумие богача» и человек думает, что он более умный, более талантливый, более одаренный, более красивый. Снисходительное отношение к тому, кто находится рядом с нами, фактически поставляет нас, безумцев, на место, которое должен занимать Господь.
Будем же, дорогие братья и сестры, поститься и воздерживаться от своих греховных чувств и поступков. Будем, прежде всего, стремиться к тому, чтобы богатеть в Бога, то есть богатеть своими добродетелями и добрыми делами, которые и есть утверждение нашей христианской веры. Желаю всем вам помощи Божией, пусть Господь всех вас хранит».
Фото: Илья Школин
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=378137