Митрополит Серафим: «Церковь должна стать тем институтом, который пропагандирует семейные ценности»
По традиции, в Рождественские дни митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим стал гостем ГТРК «Пенза». В беседе с корреспондентом телерадиокомпании, председателем Информационно-издательского отдела Пензенской епархии Евгением Белохвостиковым Его Высокопреосвященство рассказал о том, что считает главными достижениями епархии за 2014 год, когда в пензенских храмах появятся службы консультирования, и как Церковь может помочь в сохранении института семьи.
– Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Рады Вас видеть вновь у нас в гостях, в студии «У камина». И позвольте Вас, прежде всего, поздравить с пресветлым праздником Рождества Христова!
На рубеже старого и нового года принято подводить итоги. Тем более что итоги этого года для Вас – это итоги первого года управления Пензенской епархией. Мы вместе с телезрителями весь год следили за Вашими делами, за успехами всей епархии. Скажите, каков для Вас психологический итог этого года? Что нового Вы узнали о Вашей родной Пензенской епархии?
– Вы немного уже предварили мой ответ своим суждением, что все-таки Пензенская епархия всегда для меня была родной. Я здесь служил священником, секретарем епархии, и мне всегда казалось, что я епархию очень хорошо знаю. Но новый год в моей жизни принес новое отношение к Пензенской земле. Потому что, будучи уже управляющим епархией, я многое переосмыслил и по-другому взглянул на те вещи, которые для меня раньше были прописными истинами.
Слава Богу, этот год прошел мирно. Для Пензенской Церкви он не был обозначен какими-то событиями помимо того, что мы планировали и мечтали. А стабильность в жизни любой организации, тем более, религиозной организации, – это одна из главных составляющих, которые должны быть.
Для меня лично как правящего архиерея очень важно, что мы продолжаем строительство Спасского собора. И я хотел бы выразить признательность всем за пожертвования на его строительство, и должен сказать, что за последние месяцы количество пожертвований в храмах, в торговых центрах, где находятся кружки для сбора пожертвований, значительно увеличилось. Это – показатель того, что народ хочет в скором времени увидеть достроенный Спасский собор. Поэтому я низко кланяюсь и благодарю всех тех, кто внес свою лепту в созидание храма, и в 2015 году мы общими силами и с общим энтузиазмом продолжим строительство собора.
Второй момент – очень важный, но, может быть, не очень заметный для народа – это прирост духовенства. Пензенская епархия за этот год приобрела для себя 22 новых священнослужителя. Я считаю, что это очень важно, потому что, когда я вступил в управление епархией, к сожалению, даже город Пенза не был полностью укомплектован священнослужителями. Приходилось очень сложно, особенно на праздники Рождества, Крещения и Пасхи, когда многие прихожане просто напросто не могли в храме побывать на богослужении, поскольку там не было священнослужителя. Сейчас эта обстановка исправлена. Конечно, нам еще много раз увеличивать количество священников по 22 и больше, чтобы сказать, что полностью исправлена обстановка, но, по крайней мере, сейчас во всех храмах регулярно совершаются богослужения – начиная от таких храмов, где богослужения совершались один раз в месяц, и заканчивая ежедневным богослужением в пензенских соборных и монастырских храмах.
Слава Богу, что за этот год мы реализовали немало различных проектов и просветительских, и социальных – с нашим православным активом, с нашими прихожанами, которые заинтересованы в том, чтобы Церковь выходила за рамки своей ограды и строила отношения с обществом как социально-ориентированная и просветительская организация, поскольку я считаю, что самое главное начало – это, прежде всего, проповедь Евангелия.
– Хотелось бы поподробнее поговорить о строительстве Спасского собора. Я помню, осенью Вы говорили, что через год Спасский собор будет уже более или менее внешне полностью готов: с окнами, дверями, кровлей, штукатуркой. Экономический кризис вносит свои коррективы?
– Слава Богу, пока нет. Мы много сейчас об этом слышим, и много есть моментов, которые отягощают жизнь россиян, но мы пока еще вплотную с кризисом не столкнулись. Я не аналитик и не экономист, и не знаю, что готовит нам 2015 год, но в любом случае, мы будет стараться делать так, чтобы стройка не остановилась. Тем более что сейчас предстоит самое сложное дело – отделочные работы. Но, когда есть крыша, окна и двери, когда подведено тепло, – то работать гораздо легче. Есть у тебя какие-то средства – ты можешь потихоньку штукатурить, заниматься отделочными работами, аккумулировать какие-то средства для приобретения утвари, строительных работ. Поэтому, я надеюсь, что кризис если и привнесет какие-то коррективы, то не остановит этого доброго дела.
– Владыка, о развитии духовного образования хотелось бы поговорить. В 2014 году Пензенская духовная семинария провела конференцию памяти Новомучеников; по большому счету, на базе семинарии прошли и Рождественские чтения; совсем недавняя новость – программа, разработанная в семинарии, по подготовке помощников в работе настоятелей с молодежью признана лучшей в России, что тоже очень приятно. Как ректор семинарии, какие задачи ставите на следующий год? Увеличение количества абитуриентов, студентов?
– Конечно, мне бы не только как ректору, но и как правящему архиерею хотелось бы, чтобы количество студентов увеличилось. Но я прекрасно понимаю, что семинария – это специфическое учреждение, и оно не направлено на какую-то массовость. Мы не можем, скажем, выступив перед нашей пензенской аудиторией, призвать всех молодых людей идти в семинарию. Безусловно, быть священником – это призвание, с одной стороны, и это – некая духовная подготовка, с другой стороны. Я уверен, что если просто молодой человек, из общеобразовательной школы, придет учиться в семинарию, – ему будет очень сложно. Поэтому я неоднократно обращался к духовенству и призывал готовить достойных абитуриентов для семинарии.
Поскольку о какой-то массовости говорить нельзя, то мы будем углублять научную деятельность. Конечно, за семинарией сохранится и проведение Рождественских чтений. Мы заканчиваем сейчас отделку большого актового зала семинарии, который будет рассчитан на полторы сотни мест, и какие-то мероприятия сможем проводить уже на базе семинарии. Во-вторых, конечно, мы продолжим сотрудничество с высшими учебными заведениями Пензенской области и с учебными заведениями из соседних регионов, чтобы наша духовная школа была на определенном уровне и чтобы привлекать абитуриентов, в том числе и из других областей, с уверенностью, что они получат качественное и востребованное в дальнейшем образование.
– Не так давно Вы говорили о том, что в 2015 году при каждом храме должна появиться воскресная школа. Нет ли опасений, что это будет сделано формально, для галочки? Потому что понятно: хорошая воскресная школа – это очень сложно. Мне вспоминаются слова Татьяны Владимировны Скляровой, декана педагогического факультета Свято-Тихвинского университета, которая как раз на Рождественские чтения приезжала в Пензу: она говорила о том, что вообще, по-хорошему, с дошколятами и с подростками должны работать разные люди, люди разных психотипов, просто даже для того, чтобы они могли найти общий язык со своими воспитанниками. А на приходе, тем более на каком-то сельском, в райцентре, как быть?
– Я честно отвечу на этот вопрос: мне бы хотелось, чтобы наши настоятели сейчас потрудились, и открыли хотя бы какие-то воскресные школы. Я понимаю, что плохая воскресная школа отбивает вкус не просто к духовному образованию, а вообще к Церкви как к таковой, поэтому у нас созданы различные отделы и комиссии, которые должны работать по наполняемости, по методике самой работы в воскресной школе. Понятно, что все сразу не может получиться. Но отсутствующая система воскресных школ – это один из самых больших пробелов вообще во всей епархии. Иначе откуда появятся абитуриенты для семинарии?
Я с ужасом за этот год для себя открыл опять же Америку, узнав, что на 134 приходах, которые сейчас есть в Пензенской епархии, – а это всего лишь 6 районов Пензенской области, – действует всего лишь 38 воскресных школ. Я думал, что 38 должно действовать в городе Пензе. Это – самое большое неудовлетворение, которое я высказал своим собратьям на епархиальном собрании. Поэтому мы будем над этим трудиться. Тем более, что многие воспринимают воскресную школу как какое-то духовное учебное заведение. Я бы вообще в принципе хотел сказать для наших телезрителей, что воскресная школа – это не религиозная школа, как таковая, которая учит, как молиться, как поститься, как поклоняться Богу. В общем-то, в хорошем смысле слова, это – такой бывший наш советский дом пионеров, со своими кружками, секциями, которые делаются на основе христианского вероучения, но при всем том, это – не просто лекции и уроки, от которых ребенок и так за шесть дней устал.
Я думаю, что найдется очень много людей тех, которые бы желали своих детей устроить в воскресную школу, потому что это – бесплатное дополнительное образование. Например, за обучение в музыкальной школе или еще где-то, даже если это какое-то государственное заведение, все равно взимается какая-то плата. А вот, например, в нашей детской хоровой школе ничего не берется, хотя дается образование не хуже, чем в любой музыкальной школе.
– Как раз об этой инициативе 2014 года хотел бы спросить: о детском архиерейском хоре, который основан и сейчас развивается. Какие перспективы его развития Вы видите?
– Это такой Божий дар, потому что эта мысль о хоре появилась спонтанно, сразу после того, как мы провели детскую Литургию у Богоявленской церкви, нынешнего дворца культуры Дзержинского. Я просто увидел, что дети нашего духовенства, воскресных школ и гимназий прекрасно исполняют Божественную литургию – на уровне не хуже любого церковного хора. А потом продолжительный Крестный ход для детей, по Московской улице, показал, что дети действительно стремятся к этому. И мы организовали эту хоровую школу – во-первых, я надеюсь, что это будет некой визитной карточкой Пензенской епархии, и школа будет участвовать в различных международных конкурсах, представлять лицо епархии в областных, городских мероприятиях. А во-вторых, если мы будем успешно развиваться, то на базе хоровой студии будет организована детская музыкальная школа на базе Пензенского епархиального управления.
– Еще одна инициатива, уже Ваша личная, вызвала огромный интерес у самых широких слоев. Я говорю о консультационных центрах при крупных храмах. Скажите, как это будет выглядеть и появится ли в 2015 году?
– Я весь свой административный ресурс применю к тому, чтобы это появилось. С самого начала, как я только пришел в Пензенскую епархию, я об этом говорил. Собственно консультационная служба – она очень простая. Каждый из нас когда-то впервые пришел в храм и столкнулся с такой проблемой: оказалось, что он в этом храме совершенно никому не нужен. Он не знает, к кому обратиться, как правильно сделать то или иное, куда поставить свечку, как перекреститься. И я как священник, а потом уже и как архиерей слышал неоднократно, что такие люди встречаются с массой наших недобрых бабушек – многие считают их чуть ли не за церковных служителей каких-то, – которые не всегда так отвечают, как хотелось бы.
И возникла идея создания консультационных служб. Эта идея не новая, в столице такие службы консультирования есть: должен быть грамотный человек, который во время богослужения и в будние дни, когда нет службы, находится в храме, и если видит человека, который растерялся и не знает, как себя вести в храме, то может подойти, и если тот человек пожелает, то может его проконсультировать. Вплоть до того, что просто рассказать об этом храме, о его истории, рассказать о правилах поведения, и может быть стать тем проводником, который приведет нового в церкви человека к священнику для уже какой-то более духовно глубокой беседы. Я строго-настрого на прошедшем епархиальном собрании указал, что с начала нового года во всех крупных церквах Пензы, монастырских, соборных храмах такая служба должна быть обязательно.
– А консультанты найдутся? Или опять их роль будут исполнять те же бабушки?
– Бабушек мы вообще исключаем из этого круга, это однозначно. Дело в том, что за последние годы у нас создана такая служба, которая называется помощники настоятелей по работе с молодежью, по катехизации, по миссионерской работе, и я думаю, что первые консультации осуществят именно они. За эти годы они уже прошли курсы подготовки и переподготовки, и я надеюсь, что они более или менее уже образованы в этом вопросе.
– Вы говорили о молодежной работе, о том, что она постепенно должна переходить от форм в таком развлекательном духе, в виде походов, поездок, от посиделок с гитарой, – к более серьезным мероприятиям, направленным на формирование православной семьи. Как Вы себе это представляете? И готова ли наша церковная и околоцерковная молодежь к этому?
– Честно говоря, это пока – только мои такие раздумья, и я не пришел еще к какой-то целостной программе и собратьям-священникам рекомендовал подумать над этой темой. Я вообще считаю, что тема семьи в себя включает все: и работу с молодежью, и катехизацию, и миссионерство. Если приход как таковой сможет привлечь в свою жизнь семьи – не отдельных людей, мужа, жену или детей, – а вот именно всех, то тогда, как мне кажется, этот вопрос может быть решен. Я надеюсь, что Церковь станет в нынешнее время именно тем институтом, который будет так вот по-доброму и разумно пропагандировать семейные ценности, вообще семейный институт и, в том числе, многодетную семью. Потому что эти сложившиеся стереотипы в обществе – что одного прокормить ребенка сложно, а двоих-троих вообще невозможно – нужно ломать, и ломать их нужно именно примерами тех многодетных семей, которые имеют по 5-6 детей, у которых зачастую мама нигде не работает, потому что она только успевает рожать и воспитывать детей, и всем всего хватает. И никто из детей не является обездоленным, никто не является голодным, все поступают в высшее учебное заведение и получают достойные профессии. Я думаю, что Церковь, прежде всего, должна заняться этой работой. Если мы сможем создать приходы именно такого семейного типа, где будет вся семья участвовать в приходской жизни, я думаю, что многое у нас получится.
– Владыка, и в завершении нашей беседы. 2015 год для Русской Православной Церкви пройдет под знаком празднования тысячелетия преставления равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Его имя больше у нас ассоциируется с Киевом, с Херсонесом, а как эту дату будет праздновать Пенза?
– Равноапостольный князь Владимир – это вообще такое знамя Православия, человек, который послужил приходу на Русь Православия, Крещению Руси. Естественно, мы постараемся, прежде всего, в пределах города Пензы открыть храм в честь равноапостольного князя Владимира, посвященный тысячелетию со дня его преставления. Будет проведен ряд различных мероприятий для молодежи, для людей среднего и пожилого возраста, которые будут направлены и на то, чтобы пензенцы узнали князя Владимира ближе.
Кроме того, немаловажной датой, в праздновании которой Церковь должна принять участие в 2015 году, станет и 70-летие победы в Великой Отечественной войне. И здесь мы тоже в ряде мероприятий постараемся принять активное участие.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=3980