В канун престольного праздника митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе

Вечером 13 августа 2025 года, накануне празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, в канун Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе г. Пензы.
Его Высокопреосвященству сослужили и.о. секретаря Пензенской епархии иерей Виктор Сторожев, благочинный Петропавловского городского округа протоиерей Вадим Петрушков, ключарь Спасского кафедрального собора г. Пензы иерей Николай Батищев, протоиерей Владимир Ольхов, иереи Михаил Ляхов, Илья Иванов, Владимир Скоробогатов, Евгений Климчев, Георгий Насонов и Дионисий Петрин, диаконы Богдан Яворский, Кирилл Вейго, Иоанн Сидоров и Алексий Лахтиков.
Богослужебные песнопения исполнил хор Спасского кафедрального собора г. Пензы под управлением регента Ольги Горшеневой.
За вечерним богослужением правящий архипастырь совершил литию с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея.
По издревле установившейся традиции, на всенощном бдении совершается вынос Честного Креста Господня. Во время пения великого славословия, митрополит Серафим, в предшествии сослужащих священников, подняв святой Крест над головой, торжественно вынес Его из алтаря, и, совершив крестный ход по храму, положил Крест на центральный аналой. После поклонения Честному Кресту духовенства и прихожан, было совершено помазание освященным елеем всех присутствующих.
Проповедь после вечернего богослужения произнес священник Евгений Климчев.
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1-го августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа (по старому стилю): «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестится князь великий Владимир Киевский и всея Руси августа I». По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: «Спас на воде», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
В статье использованы материалы официального сайта Московского Патриархата
Фото: Илья Школин
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=407494





