В Пензенской семинарии впервые обучаются студенты из Кении и Камеруна

С 2025-2026 учебного года в Пензенской духовной семинарии проходят обучение иностранные студенты – два человека из Кении и один из Камеруна. О новом для пензенской духовной школы опыте и особенностях обучения иностранных студентов региональным СМИ рассказал ректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев и сами учащиеся.
Корреспондент: Почему студенты из Африки стали обучаться именно в Пензенской семинарии?
Протоиерей Николай Грошев: «Мысль о том, что в нашей семинарии должны учиться иностранные студенты, была у нас достаточно давно. Несколько лет назад была попытка пригласить студентов с Ближнего Востока, из Ливана. Мы достаточно долго с ними работали, изучали дистанционно русский язык. Но тогда не сложилось из-за политических процессов внутри Ливана, которые привели к обесцениванию национальной валюты, и студенты не смогли приехать. Потом началась эпидемия коронавируса, и эта идея была отложена на некоторое время.
В этом году к нашему владыке, митрополиту Серафиму, обратился Патриарший экзарх Африки, митрополит Каирский и Северо-Африканский Константин, представитель Русской Православной Церкви на этом континенте. У нас с ним добрые, теплые отношения, мы вместе обучались в семинарии. И на уровне личных контактов владыка Константин обратился с просьбой о том, чтобы несколько студентов из епархий Северной Африки направились к нам на обучение. Мы долго изучали этот вопрос, выясняли, что для этого необходимо предпринять. В итоге было принято положительное решение, и теперь трое иностранных студентов обучаются в нашей духовной школе.
Корр.: Какие дисциплины они изучают и сколько продлится их обучение?
Протоиерей Николай Грошев: Планируется, что обучаться они будут всего 5 лет: в течение первого года они должны освоить русский язык, затем, как и всех студентов, их ждет четыре года бакалавриата по направлению «Теология». Здесь они будут изучать все дисциплины, которые предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего образования, начиная от самых простых подготовительных: библейской истории, катехизиса, церковной истории, Нового и Ветхого Завета, и, заканчивая целым рядом различных богословских дисциплин.
Программа у них достаточно интенсивная. Студенты живут в общежитии при семинарии вместе с русскими ребятами – мы специально распределили их по разным комнатам для погружения в русскоязычную среду. И они уже делают успехи. Ребята довольно старательные, способные, очень воцерковленные. Некоторые из них были руководителями местных общин у себя на континенте. Некоторые из них хорошо разбираются в богослужебном уставе, знают наизусть, например, шестопсалмие (пока только на английском языке). Один из студентов свободно цитирует Евангелие на английском, что указывает на сохраненную в Северо-Африканской православной церкви традицию заучивания священных текстов.
Корр.: После обучения они вернутся в Африку?
Протоиерей Николай Грошев: Да, предположительно, они должны вернуться к себе на родину. Северо-Африканский экзархат заинтересован в том, чтобы специалисты, подготовленные здесь Русской Православной Церковью, смогли продолжить свое служение именно там.
Корр.: Планируется ли в ближайшее время привлекать для обучения студентов из других стран?
Протоиерей Николай Грошев: Наша духовная школа сама по себе небольшая, на сегодняшний день численность ее не превышает 200 человек, включая заочников. Когда мы принимали решение о количестве иностранных студентов, мы исходили из того, чтобы общее состояние нашей среды не сильно изменилось. Мы полагаем, что наша среда оказывает воспитательный эффект в том числе на иностранных студентов, и для действительно положительного воспитательного результата хотели сохранить этот дух.
Корр.: Планируют ли они уезжать домой на каникулы или будут здесь постоянно в течение пяти лет?
Протоиерей Николай Грошев: Сегодня этот вопрос остается открытым – все зависит от финансирования. Их курирует Фонд поддержки русской культуры, с которым взаимодействует Северо-Африканский экзархат. Именно этот фонд назначает им стипендию, хотя пока все это в процессе оформления. Нужно сказать, что сегодня Пензенская духовная семинария, по благословению нашего правящего архиерея – митрополита Серафима, полностью взяла на себя их обеспечение. Мы обеспечиваем их стипендией, проживанием, питанием, даже одеждой. Когда они приехали сюда, было понятно, что они не привыкли к такому температурному режиму, и мы старались в первые дни максимально решить эту проблему, чтобы им было комфортно.
Корр.: Как иностранцев приняли наши студенты?
Протоиерей Николай Грошев: Наши студенты воспринимают их положительно. Они достаточно молодые люди, довольно органично влились в коллектив и сегодня уже воспринимаются как братья. Потому что, несмотря на разный цвет кожи и разную культуру, духовная составляющая у нас с ними тождественна.
Корр.: Если предположить, что они не захотят уезжать после окончания семинарии, смогут ли они стать священниками здесь?
Протоиерей Николай Грошев: Пути Господни неисповедимы, поэтому загадывать мы не можем. Но мы воспринимаем обучение здесь иностранных студентов как братскую помощь нашим братьям-христианам Северной Африки, чтобы поддержать общины, которые их сюда направили. Несомненно, эти общины ждут их дома, и у них самих, конечно, тоже есть намерение вернуться и реализовать себя на родине.
Корр.: Какой сан они примут по окончании духовной семинарии?
Протоиерей Николай Грошев: Духовная школа дает образование. Мы выдаем диплом о завершении обучения по направлению «Теология» (бакалавриат, магистратура, в зависимости от выбранного направления). А вот уже сан зависит от того архиерея, под ведомством которого они будут находиться. Он принимает решение с учетом различных аспектов, и один из главных – это наличие образования. Кроме того, учитываются нравственный облик претендента, его семейное положение (будет ли он безбрачным или женатым), а также качества души человека. Все это учитывается при принятии решения, но духовное образование, конечно, является одним из основных факторов, влияющих на их дальнейшее служение.

Титус Мутеа БААРИУ, 21 год (Кения)
Воспитывался в христианской церкви, был учителем воскресной школы, активным членом церковной молодежи и руководителем молодежи в регионе Игембе, занимался общественной деятельностью, помогал нуждающимся и пожилым людям. Кроме того, был капитаном молодежного футбольного клуба в Каурине, владеет начальными навыками игры на фортепиано.
Корр.: Как Вы оказались в России? И как – именно в Пензе?
Тит: Я хотел бы лучше узнать свое вероучение. Так как мы часть Русской Православной Церкви, я хотел узнать больше о России: углубляться и узнавать новое – о литургии и догматах Церкви. Кое-что я уже изучил и рад этому. Мне нравится все это, я поставил себе цели и достигаю их здесь, в Пензе.
Корр.: Как Вы пришли к православной вере? Почему решили учиться именно в духовной семинарии?
Тит: Когда я был ребенком, мои родители ходили в протестантскую церковь (методистскую), и я не мог подумать, что в будущем стану православным. Тогда у методистов мы ходили в церковь только раз в неделю по субботам. А мои православныедрузья ходили в церковь чаще, и я спрашивал себя: «Почему они могут, а я нет?».
Когда мне было 8 лет, моя мама перешла в другую протестантскую конфессию – церковь Вефиль (Bethel Church). Когда это произошло, я сказал матери, что не хочу переходить за ней, хочу быть там же, где мои друзья, которые рассказывали мне о православии, о вере, и мне это нравилось. Сказал маме, что хочу быть православным. Она ответила, что, если я захочу, то смогу стать членом Православной Церкви позже. И через год, в марте, иеромонах Фома крестил меня в реке. И теперь, став православным, я могу быть в церкви в любое время.
Мне захотелось узнать больше о православии, а позже вернуться на Родину и привести больше людей к Православной Церкви. И мне есть что сказать, ведь у меня есть свой религиозный опыт, и я хочу углубляться в учение Православной Церкви.
Корр.: Как Ваши родители отнеслись к тому, что Вы стали православным?
Тит: Мой отец ничего не сказал мне; он протестант (методист), мама – член церкви Вефиль, а младший брат – православный. Моя мама поддерживает нас, она говорит, что они будут поддерживать, потому что любят нас. Мама говорит, что Православие хорошо подходит для того, чтобы узнать о Боге.

Захарий Наполеон ФУДО, 20 лет (Камерун)
Сын православного священника. Среднее образование получил в интернате в Яунде. Любит командные спортивные игры: футбол, гандбол и волейбол.
Хочет стать священником, чтобы проповедовать православие в своем регионе.
Корр.: В России Вы в первый раз. Что поменялось в Вашей жизни? Как Вас приняли в семинарии?
Захарий: В Пензе меня встретили с большим радушием. В первую очередь мне необходимо было привыкнуть к новым правилам и окружению, а также к непривычному климату.
Корр.: Возникли ли у Вас какие-либо трудности в адаптации к жизни в семинарии?
Захарий: Нет, совсем нет. Здесь есть правила, и я им следую. С семинаристами тоже постепенно складываются дружеские отношения, даже несмотря на то, что иногда есть трудности в понимании из-за языкового барьера.
Корр.: Вы живете в семинарском общежитии, учат ли Вас сокурсники русскому языку?
Захарий: Да, мы живем, как и все семинаристы, в общежитии. И когда мы что-то не понимаем, то спрашиваем у них – «Что это значит?», «Что это такое?». Они нам много помогают.
Корр.: Понравилась ли Вам Пенза? Чем именно?
Захарий: Да, мне понравился город Пенза. Он очень красивый. Жители очень спокойные и вежливые.
Корр.: И как для вас ощущается изменение климата? Как вам погода в Пензе?
Захарий: Немного холодно, в Камеруне намного теплее. Но мы уже привыкли к местной погоде.
Корр.: Связываетесь ли Вы со своей семьей? Можете ли позвонить им из Пензы?
Захарий: Да, есть возможность им позвонить. Они очень мной гордятся. Я рассказываю им о своей учебе, о своем быте.
Корр.: Какие у Вас планы после окончания семинарии? Кем Вы хотите стать и как планируете применять полученные знания на родине?
— Моя главная цель после семинарии – служение в качестве священника в своей стране. Я также стремлюсь углубить богословское образование, чтобы стать преподавателем богословия, – роль, которая будет иметь решающее значение для становления и развития Православия в регионе. Этот академический и пастырский путь зависит от благословения и руководства митрополита Константина. А конечная цель моей миссии – развитие Православия в родной стране.
Корр.: Почему для получения духовного образования вы выбрали именно Россию? Что стало решающим для вашего переезда?
Захарий: Мое присутствие в России – результат стратегического выбора, сделанного моим отцом (православным священником), и возможности, предоставленной митрополитом Константином.
Мой отец решил перейти под омофор Русской Православной Церкви, которая продемонстрировала прямую приверженность удовлетворению нужд местного населения в Африке.
Поскольку Русская Православная Церковь нуждается в подготовке молодых кадров для структурирования своего развития в Африке, мой отец представил меня как кандидата, учитывая мое давнее участие в православной жизни.

Люк (Лука) Мачария ВАЧАНИЯ, 21 год (Кения)
Воспитывался в православной семье. Служил алтарником в православном храме святого Николая в Кипипири.
Корр.: Какие у Вас планы после обучения в семинарии?
Лука: Я бы хотел вернуться в Кению, стать священником, хотел бы изменить мое общество. Православие в Кении не так развито, не так много верующих. Я бы хотел познакомить жителей Африки с русской православной традицией, хотел бы работать со своей будущей паствой. И, возможно, в будущем мы, став священниками, сможем увеличить количество исповедующих Православие в Африке.
Корр.: Есть ли существенные отличия между храмами в России и в Кении?
Лука: Да, их немало, но главное – различие конструкций, дизайн. В Кении у церквей примерно один вид. Если в России легко отличить православный храм от католического или протестантского, то в Кении все храмы «на одно лицо».
Корр.: К чему Вам сложнее всего привыкнуть в России?
Лука: Думаю, к погоде – здесь холодно. Также сложно привыкнуть к некоторой пище, она для меня непривычная, например, я никогда раньше не ел макароны.
Корр.: Что больше всего удивило Вас здесь?
Лука: Я увидел здесь много людей разных национальностей. И не все в России такие белые, как я представлял. У людей здесь очень разнообразная внешность – я никогда такого не видел. Удивило также, какие хорошие здесь люди, нет расистов. Думаю, Россия – место для всех. Находиться здесь – удовольствие для меня.
Перевод с французского: доцент Пензенской духовной семинарии, доцент кафедры «Иностранные языки и методика преподавания иностранных языков» ПГУ, кандидат педагогических наук Шварева Любовь Васильевна.
Перевод с английского: Мягдеев Александр Маратович.
Фото: Илья Школин, Илья Лазарев, Анна Сорина
СМИ о событии (видеосюжеты):
В Пензенской духовной семинарии впервые обучаются иностранные студенты (ТВ «Экспресс»);
В Пензенской духовной семинарии обучаются трое представителей Кении и Камеруна (ГТРК «Пенза»).
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=416465





