В престольный праздник митрополит Серафим совершил литургию в Александро-Невском храме в Каменке

6 декабря 2025 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263), митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Александро-Невском храме г. Каменка.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Каменского районного округа иерей Димитрий Фадеев, настоятель Александро-Невского храма иерей Кирилл Мамонтов, протоиереи Владимир Ольхов и Дионисий Сергеев иереи Александр Артамошкин и Георгий Насонов, диаконы Богдан Яворский и Кирилл Вейго.
Богослужебные песнопения исполнил хор Александро-Невского храма под управлением регента Марии Насоновой.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Дионисий Сергеев.
По заамвонной молитве митрополит Серафим возглавил крестный ход вокруг храма, после чего было совершено славление перед иконой благоверного великого князя Александра Невского и провозглашено многолетие.
Затем настоятель храма иерей Кирилл Мамонтов поблагодарил Высокопреосвященного владыку Серафима за архипастырский визит и совместную молитву в день престольного праздника.
В ответном слове митрополит Серафим поздравил духовенство и прихожан с престольным праздником: «Мы очень часто говорим о том, что святой благоверный князь Александр Невский – уникальный святой. Можно сказать, это один из немногих святых, который, будучи мирским правителем, прославлен в лике святых. И это прославление состоялось не в результате того, что он мученически погиб, а в результате богоугодного устроения его личной и общественной жизни.
Именно святой благоверный князь Александр заложил фундамент благополучия Российского государства на несколько предстоящих столетий. Будучи доблестным воином, сражавшемся в основном на западных рубежах нашей страны, великий князь проявил особую лояльность к татаро-монгольскому игу, под которым находилась тогда Русь. Казалось бы, ему наоборот, нужно было, как многие говорили, обратить свое внимание на то, что его государство является вассальным и платит постоянную дань. Но благоверный князь Александр выбрал совершенно иной путь, проявив особую мудрость. Безусловно, это решение было очень тяжелым, потому что именно оно многими воспринималось как слабость характера, слабость воли великого князя, и именно это многих не устраивало. Но благоверный князь Александр как мудрый политик четко понимал, что в том состоянии, в котором Русь находилась в то время, преодолеть монгольское иго невозможно. И любое нарушение воли хана, отступление от тех законов, которые он установил в своей империи, грозило разорением городов, убийством сотен и даже тысяч жителей. И так действительно случалось, когда русичи либо не платили налог, либо убивали кого-то из присланных чиновников, которые вели себя неподобающим образом, варварски, обижая стариков, жен и детей. И поэтому часто были такие локальные восстания, в которых убивали того или иного чиновника. Но мы знаем из истории, что месть и отмщение не заставляли себя ждать. Хан направлял свое войско, которое сжигало это селение, искореняло непокорный народ.
И благоверный князь Александр отчетливо понимал, что его государству нужно внутреннее спокойствие и уверенность. Современник благоверного князя Александра, митрополит Кирилл, сам грек по национальности, когда прибыл на Русь через 15-20 лет после начала татаро-монгольского ига, свидетельствовал, что народ до такой степени был запуган этими нашествиями, что не просто трясся при упоминании имени монгола, но и совсем перестал веровать, потому что не видел в своей жизни опоры на веру и Православную Церковь.
Фактически наше население в то время возвратилось к язычеству, хотя прошло уже 300 лет после Крещения Руси. И, конечно, благоверный князь Александр, как никто другой, это видел и понимал: если народ не успокоится и не возвратится к вере своих отцов, то государство погибнет. А для того, чтобы было спокойствие, тогда нужно было исполнять законы хана. Именно с этого времени начинаются традиционные поездки великого князя и митрополита в столицу для того, чтобы проявить свою лояльность.
Благоверный князь Александр основал епархию в столице монголов, так как это было даже необходимостью, потому что митрополиты иногда годами жили там для того, чтобы получить разрешение на правление. А монголы в то время были довольно-таки веротерпимыми, они приветствовали любую религию. Это уже потом, после принятия ими ислама при хане Узбеке, они стали нетерпимы к православной вере, а в то время это было довольно-таки экуменическое государство. Очевидцы вспоминали, что в дни особых торжеств и побед хана собирались все представители различных религиозных течений покоренных государств, и каждый совершал какое-то свое молебствие о здравии хана. Так появилась и епархия, которая сейчас именуется Крутицкая и Коломенская – она находилась близ города Астрахани, там, где располагалась столица тогдашней империи татаро-монгол, в которую входила и Русь.
Дальновидность благоверного князя Александра позволила его потомкам, в частности, благоверному князю Димитрию Донскому, уже полностью освободиться от татаро-монгольского ига, потому что народ стал развиваться, стал вновь получать достойное образование. Ведь монголы не просто покорили Русь, но увели в столицу всех образованных людей. К примеру, уже позднее, когда при митрополите Петре начали строить Успенский собор Московского кремля, купол дважды падал, и его не могли возвести, потому что не было зодчих. Безусловно, это был показатель того, что все те ремесла, которые процветали некогда в славной Руси, были полностью изжиты. Люди думали, как выжить, и никто не занимался каким-то грандиозным каменным строительством. Благоверный князь Александр все это чувствовал и, невзирая на сопротивление своего окружения и новгородского веча, продолжал свою политику. И эта политика оказалась очень верной, потому что в итоге именно она привела к полному освобождению Руси.
Конечно, уже в конце жизни к благоверному князю Александру очень многие стали прислушиваться и видеть в нем угодника Божия, который ниспослан для спасения своей Родины. Поэтому благоверного князя Александра всегда почитали, и когда император Петр I стал основывать новую столицу, самым главным камнем в основании этого города он пожелал видеть мощи благоверного князя Александра. И именно тогда, в начале XVIII столетия, они были перенесены из Богородице-Рождественского мужского монастыря во Владимире, где почивали несколько столетий, в новую имперскую столицу. И по сей день мощи благоверного князя Александра почивают в основанном Петром I монастыре в честь Святой Живоначальной Троицы, который мы сейчас именуем Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой. Там, где святой Александр совершил свой первый большой подвиг на Неве, был основан город, покровителем которого и стал благоверный князь Александр.
Мы с вами, дорогие жители города Каменки, тоже можем именовать благоверного князя своим покровителем, потому что вот уже второй десяток лет мы с вами здесь, в храме благоверного князя Александра, прославляем его имя и призываем его на помощь, чтобы он нам помогал и укреплял.
Наша Родина часто переживает испытания, и сегодня мы с вами призваны молиться благоверному князю Александру, чтобы он уже своим небесным предстательством у престола Божия послал нам мир и тишину, чтобы укрепил вождей и воинство в несении своего долга по сохранению и укреплению вверенного им государства. И, конечно, пока мы молимся таким святым, они от Престола Божия посылают нам небесное благословение и благодать, которая все освящает и помогает нам, грешным, недостойным, но наследникам этих славных святых, жить здесь, на земле, прославлять имя Святой Живоначальной Троицы и молиться угодникам Божиим, которые являются нашими покровителями».
Фото: Илья Школин
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=419713




