Игумен Дамаскин (Орловский): «Нужно учиться у Новомучеников жить в конкретных исторических обстоятельствах»
Игумен Дамаскин (Орловский), кандидат исторических наук, секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, известен как один из самых авторитетных и заслуженных исследователей подвига Новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века. О путях дальнейшего изучения их жизни и трудов, о том, что более всего поражает в Новомучениках, и чему мы должны учиться на их примере, отец Дамаскин рассказал в эксклюзивном интервью председателю Информационно-издательского отдела Пензенской епархии Евгению Белохвостикову.
– Отец Дамаскин, в этом году исполняется пятнадцать лет со дня прославления Собора Новомучеников и исповедников. Скажите, на Ваш взгляд, – что сделано и достаточно ли сделано для увековечивания их памяти?
– Конечно, пятнадцать лет – это срок большой. 2000-й год явился рубежной датой, когда Новомученики были прославлены, и когда свершился факт такого массового прославления, что было впервые в истории Русской Церкви. Сейчас наша задача – освоить этот материал, научиться молиться Новомученикам, поближе узнать, что это были за люди. Перед епархиями сейчас стоит главная задача – произвести некоторые биографические исследования, и это касается не только епархий, в которых тот или иной новомученик прославлен. Ведь в ХХ веке получилось так, что священнослужители – и пастыри, и архипастыри – перемещались с места на место очень часто. В итоге, получилось так, что материалы про них рассеяны по территории всей Русской Православной Церкви, по архивам всех областях. И перед епархиями теперь стоит задача собрать всё, что мы еще не собрали, всё, что мы не знали о Новомучениках, – воедино. Это, в первую очередь, и будет фактом, подтверждающим наше почитание их подвига. А дальше уже надо будет молиться, писать иконы и служить им службы. И тогда налицо будет не только факт прославления, но и почитания Новомучеников и исповедников Русской Церкви.
– Отец Дамаскин, как Вы думаете, – в дальнейшем канонизация Новомучеников продолжится?
– Поскольку это Новомученики – новые мученики, их канонизация должна быть основана на изучении архивных материалов. Конечно, необходима вся полнота информации, как это и отмечено в рекомендациях Священным Синодом: чтобы принять положительное решение о канонизации того или иного подвижника, надо иметь очень много архивных материалов и документов. Надо иметь именно полноту всего, чтобы не ошибиться. Но в силу такой общеисторической ситуации, которая касается не только Новомучеников и пострадавших за веру, есть некоторые ограничения по изучению этих материалов. Поэтому пока вопрос о новых канонизациях отложен по объективным причинам.
История Русской Церкви ХХ века вообще очень сложна. Практически ни об одном факте мы не можем с уверенностью сказать, что это было именно так, а не иначе. Но надо стремиться к истине. Потому что иначе получится, что или мы – плохие историки, или история – это миф, и мы с этим смирились.
Но у нас достаточно работы по прославлению уже прославленных в лике святых. Вы знаете, что создан совет по увековечиванию памяти Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Фактом создания такого совета Церковь указывает на то, что многие Новомученики прославлены, но недостаточно известны, и поэтому сейчас перед Церковью эта задача и стоит так остро – увековечить их память.
– Пятнадцать-двадцать лет назад архивы ФСБ были более открыты для исследователей, а сейчас практически все закрыто. Почему так, каково Ваше мнение?
– Ведь это касается не только Церкви, это общие архивы, касающиеся всей этой эпохи. Поскольку в России сейчас принят закон о персональной информации, то, видимо, достаточно было случаев, когда этот закон нарушался – не обязательно в церковной области, он же распространяется на всё. Поэтому государство, в частности, по этим причинам, решило все-таки ограничить допуск к такого рода материалам. И в каком-то плане они правы, ведь многое можно узнать в этих архивах, и чьи-то права на личную тайну могут быть нарушены, поэтому государство и ограничило допуск к следственным делам. Все-таки государство руководствуется теми принципами, чтобы данные архивы не возбуждали в обществе взаимной вражды, а узнав что-либо в архивах, не каждый человек будет вести себя так, чтобы не воспользоваться этими материалами. Вот в чем вся проблема.
– Ваш взгляд на изучение церковных расколов ХХ века: на чем следует сделать акцент современным исследователям, на них или же на Новомучениках?
– Мы знаем многие расколы: обновленческий, григорианский и другие, но они достаточно изучены. И если и надо исследователям сосредоточить свое внимание, то, скорее, на изучении такой общецерковной истории, истории государства и Церкви, и, кроме того, на положительных примерах, а не на примерах раскола, о которых Церковью уже определено, что это было такое. Определена и позиция этих людей, которые себя в свое время поставили вне Церкви. Поэтому на страдальческом, отрицательном фоне церковной истории ХХ века нужно больше изучать положительного, и давать читателям положительные примеры.
– Отец Дамаскин, Вы уже несколько десятилетий занимаетесь изучением жизни и подвигов Новомучеников и исповедников. Скажите, что Вас лично в их подвиге больше всего вдохновляет и поражает?
– Больше всего в их подвиге меня и вдохновляет, и поражает, и служит примером тот факт, что при любых обстоятельствах, если у человека есть вера, то он остается человеком. При любых обстоятельствах. И нет никаких таких чрезвычайных ситуаций, которые сломили и отняли бы веру у человека, сломили бы его личность и заставили отказаться от своих религиозных убеждений. Поражает то, что человек, оказавшийся в экстремальных обстоятельствах, в каком-то смысле даже успешнее спасается, нежели в благоприятных и спокойных.
– И в завершение: чему мы должны учиться у Новомучеников и исповедников?
– Учиться опыту жить в конкретных исторических обстоятельствах. Они были поставлены в эти обстоятельства, и должны были внимательно смотреть на то, что их окружает, и как спасаться. Поэтому и нам надо учиться их опыту: разобраться в конкретной действительности и сделать в этой конкретной действительности правильный выбор, который привел бы каждого человека ко спасению.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=4658