Митрополит Серафим: «Консультанты в храмах, прежде всего, должны привести людей к священнику»
С недавних пор в пензенских храмах стали появляться люди, которых можно назвать консультантами или помощниками. Их задача – помочь тем, кто приходит в церковь, не все зная о православной вере, но вместе с тем испытывая непреодолимую потребность прийти. Об этом в программе «Ради истины» на телеканале «Экспресс» в беседе с Дмитрием Инюшкиным рассказал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.
– Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Насколько я знаю, именно Вы были в свое время инициатором того, чтобы такие консультанты появились. Откуда вообще взялась сама мысль?
– Это идея не новая. В столичных храмах уже давно действуют такие консультационные службы. А мысль сама появилась оттого, что, чаще всего люди, приходящие в храм, жалуются на наших сотрудников: как им кажется, они себя не всегда корректно и грамотно ведут. Хотя те бабушки, которые находятся у подсвечников, сотрудниками храмов не являются, они являются такими же прихожанами. Но сложился некий церковный минус: не всякий человек, пришедший в храм, сразу обращается к священнику; ему легче на своем уровне решить какие-то проблемы, нежели обратиться к священнику. Поэтому он обращается к человеку, который является распространителем церковной литературы в лавке, он подходит к женщинам, которые находятся в храме. Ну, а женщины эти, может быть, сами только вчера пришли в храм, однако чаще всего бывает так, что они не могут честно сказать, что не знают того или иного, и дают какие-то очень странные консультации. А человек в это сразу и безоглядно верит, и получается порой очень комичная ситуация. Самое главное — это отталкивает человека от Церкви.
Поэтому такие службы консультирования будут создаваться в каждом большом храме города Пензы для того, чтобы человек, который только пришел в храм, получил грамотную консультацию, а самое главное, чтобы этот консультант привел его к священнику. Потому что все-таки насколько бы грамотен не был человек, насколько бы он обходителен не был, для приходящего в храм важно услышать ответы на свои вопросы из уст священнослужителя.
– Я так понимаю, что роль консультанта – это помочь сделать первый шаг или второй. А о чем именно идет речь, какого рода вопросы возникают у таких людей, которые пришли и растерялись?
– Есть, конечно, люди, которые осознанно приходят в храм, которые себя готовят к этому. Сейчас это не сложно, не нужно приобретать никакой литературы: достаточно нажать несколько клавиш, и получишь в Интернете по тому, как себя вести в храме, как и что сделать, где стоять, с кем и как беседовать, массу ответов.
Но есть и большое количество людей, которые не готовят себя к тому, чтобы пойти в церковь. Они, может быть, просто гуляли по улице, увидели храм, и решили зайти. Может быть, из-за интереса, из-за какого-то вопроса или желания. Именно для таких людей и существуют эти консультанты, которые на самом деле, отвечают на самые простые вопросы. Если люди пришли для того, чтобы поставить свечу, консультант сможет грамотно рассказать: к какой иконе свечку поставить, для чего, как это делается. Если люди пришли помолиться о чем-то, то он сможет дать какие-то краткие молитвы, которые человек прочитает в храме. В конце концов, нередко у нас поступают даже жалобы и на священнослужителей: люди, придя в храм, думают, что там сидит священнослужитель и ждет, когда к нему зайдут. Конечно, на самом деле так и должно быть, но ведь, с другой стороны, у нас в храме очень много богослужебных часов, когда совершаются общественные службы, и священник занят совершением богослужения. Вот в таком случае, когда человек приходит и не знает, куда он попал, не понимает песнопений и чтений, которые совершаются на церковнославянском языке в наших храмах, — в этот момент консультант может человека остановить, помочь, рассказать или назначить то время когда он сможет прийти в храм и увидеть все, что он желает.
– То есть консультант должен быть на месте неотрывно?
– По возможности, да.
– Я так понимаю, Вы предполагаете, что это не обязательно должен быть священник?
– Понимаете, как раз создание этой службы консультантов — некий вариант или возможность заменить священника. Потому что священнослужителей не очень много, и порой у нас в храме невозможно, чтобы один священник возглавлял службу, другой исповедовал, а третий еще консультировал кого-то. Поэтому мы опираемся, прежде всего, на грамотную молодежь и людей среднего возраста, которые уже воцерковлены. Я сам, когда все это вводил, немного сомневался. Потому что когда я сам прихожу в магазин, и мне говорят: «Чем вам помочь?» — то меня не всегда это радует. Поэтому я тоже боюсь такого эффекта, который может вызвать консультационная служба. Поэтому тех людей, которых мы ставим на те места и должности, — мы, прежде всего, стараемся настроить на то, чтобы он не навредил.
– Завершая наш разговор, задам такой вопрос: понятно, что хорошо, когда в церкви есть консультант, который поможет в случае каких-то вопросов. Но человек, который сам идет в церковь, тоже по-хорошему должен как-то подготовиться?
– Конечно, если он осознанно идет в храм. Если он идет не просто посмотреть на красивые иконы, на красивое убранство, а для того, чтобы конкретно получить ответы на вопросы. А вопрос всех тех, кто приходит в храм, — это вопрос их личного спасения. Конечно, он должен к этому приготовиться сам. И в этом смысле, ему не нужен будет какой-то консультант, кроме самого священника. Все-таки, какими бы мы хорошими мерами мы не заменяли священника хорошими людьми, — он должен быть пастырем, по Евангельской притче, голосу которого следуют.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=7032