В Пензе начала работу III Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная памяти новомучеников, исповедников и жертв репрессий

10 октября в актовом зале Пензенской духовной семинарии состоялось торжественное открытие III Межрегиональной научно-практической конференции «Роль Русской Православной Церкви, общества и государства в сохранении исторической памяти о новомучениках, исповедниках и жертвах репрессий», посвященной памяти священномученика Иоанна (Поммера).

Организаторами мероприятия являются Пензенская епархия и Пензенская духовная семинария. Поддержку оказывают: Правительство Пензенской области, Управление культуры и архива Пензенской области, Пензенский государственный университет, Пензенский казачий институт технологий, Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, Государственный архив Пензенской области, ГТРК «Пенза».

В первый день конференции на пленарном заседании в актовом зале ПДС собрались ведущие специалисты РПЦ по проблеме изучения подвига и увековечивания памяти новомучеников.

С приветственным словом к присутствующим обратился ректор ПДС Высокопреосвященнейший Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский. В своей речи владыка-ректор обратил особое внимание на то, что проблема увековечивания памяти новомучеников, исповедников и пострадавших в годы гонений – одна из основных для РПЦ. Его Высокопреосвященство обрисовал сложности, с которыми сталкивается Пензенская епархии при решении этой задачи, подвел итоги прошедших конференций по данной тематике, поблагодарил гостей конференции и выразил пожелание, чтобы конференция стала «новым и твердым шагом к увековечению памяти новомучеников и исповедников нашей Церкви».

Божией помощи и плодотворной работы участникам конференции пожелал первый проректор ПДС протоиерей Николай Грошев.

Перед чтением докладов Пензенский епархиальный камерный хор «Спас» под управлением священника Владимира Ольхова исполнил песнопение «Мужайся, Церковь Христова» диакона Сергия Трубачева.

На пленарном заседании были представлены научные доклады высоких гостей конференции. Декан историко-филологического факультета Пензенского государственного университета, д.и.н., профессор О. А Сухова выступила с темой: «Церковь и вера в повседневной жизни русского крестьянства в условиях революционных потрясений». Доктор церковной истории, к.и.н., профессор кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ священник Александр Мазырин представил доклад «Уроки революции для Русской Церкви: обновленчество как альтернатива мученичеству и исповедничеству». Выступление руководителя Пензенского регионального отделения Российского общества «Мемориал» Т. Я. Алфертьевой было посвящено состоянию вопроса по увековечению памяти репрессированных в Пензенском регионе.

Пленарное заседание продолжилось научными докладами заведующего Иконописной школой при Московской духовной академии, доцента МДА архимандрита Луки (Головкова) и гимнографа, составителя служб новомученикам Церкви Русской протоиерея Ильи Шапиро. С сообщением «Подготовка материалов к прославлению новомученика на примере канонизации иерея Владимира Пиксанова» выступил член комиссии по канонизации подвижников благочестия Саратовской епархии, член межсоборного присутствия Русской Православной Церкви иерей Максим Плякин.

Завершился первый день конференции докладом доктора исторических наук, профессора, председателя Пензенского регионального отделения и члена правления Российского объединения исследователей религии И.И. Масловой «Просим остановить уничтожение: подробности карельского дела».

Напомним, священномученик Иоанн, архиепископ Рижский и всея Латвии (+ 1934), в 1918-1921 гг. являлся управляющим Пензенской епархией, и немало потрудился в борьбе с расколом и безбожием.

Иван Андреевич Поммер родился 6 января 1876 года в Лифляндской губернии в семье православного крестьянина-латыша. Святое Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев.

В августе 1887 года Иоанн Поммер был зачислен в Рижское духовное училище, окончив которое в 1891 году, он поступил в Рижскую духовную семинарию.

В июне 1897 года Иоанн Поммер окончил полный курс Рижской Духовной семинарии с дипломом первой степени, а в 1900 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1903 году, в 27 лет, принял монашеский постриг. 23 сентября того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1904 года – во иеромонаха.

26 сентября 1907 года отец Иоанн был возведен в сан архимандрита, а в следующем году назначен ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.

В 1911 году Господь призвал архимандрита Иоанна к епископству. В 1912 году епископ Иоанн совершал епископское служение в Одессе, а после кончины архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия был назначен в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913-1917 гг.).

7/20 сентября 1917 года епископ Иоанн был назначен на служение в Тверскую епархию, где был помощником архиепископа Серафима (Чичагова), будущего священномученика, а 22 апреля 1918 года назначен на Пензенскую кафедру.

Период 1917–1923 годов для Пензенской епархии – один из наиболее сложных и поучительных. В это время здесь многое переплелось – и трагизм развязывающегося неприятия со стороны советской власти, и появление обновленчества как результата назревших проблем Пензенской Церкви.

В условиях прихода к власти большевиков в 1917 году бывший архиепископ Пензенский Владимир (Путята), ранее отстраненный от управления епархией за аморальное поведение, объявил о создании «новой свободной народной церкви».

На фоне разворачивающегося противостояния на духовном фронте епископ Феодор не выдержал и умер от разрыва сердца. Для борьбы с пензенскими обновленцами Поместным Собором Церкви пензенским архиереем был назначен епископ Иоанн (Поммер).

Вокруг нового епископа образовалась активная группа священства и мирян, которые впоследствии стали его опорой. К числу таковых принадлежали ректор семинарии протоиерей Матфей Архангельский, соборный протодиакон Василий Смирнов, преподаватель женского епархиального училища А.А. Беляев (впоследствии Августин, епископ Иваново-Вознесенский), адвокат В.А. Бессонов. Немаловажно, что ряды защитников канонической чистоты Церкви пополнялись и молодыми людьми, среди них, например, Николай и Михаил Пульхритудовы. Таким образом, до сих пор разрозненное и растерянное духовенство увидело в епископе Иоанне достойного противника обновленцам и приступило к активным действиям.

Самым уязвимым местом в городе была Петропавловская церковь, соседствующая со старым и новым храмами Спасителя, захваченными последователями Путяты; однако 18 апреля, в Страстной Четверг, благодаря смелым и решительным действиям епископа Иоанна, эта церковь осталась у каноничных церковных властей.

Так, произнесенная им проповедь на тему только что прочитанного Евангелия «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» настолько была хороша как по содержанию, так и по красоте слога, что явилась переломным моментом противостояния с путятинцами.

Естественно, что сильный и авторитетный архипастырь был опасен как для Путяты, так и для местных властей. В комиссариат по отделению церкви от государства поступали доносы на епископа от владимировцев с требованием удалить из пределов Пензенской епархии неугодного архиерея.

25 апреля 1918 года епископ Иоанн был вызван в комиссариат по отделению церкви от государства, где подвергся оскорблениям и угрозам выселить его за пределы Пензенской губернии. В тот же день на собрании церковных советов города, проходившем в Введенской церкви, представители от приходов 13 церквей, не захваченных владимирцами, выразили свою готовность защищать законного архипастыря.

Сам Владыка Иоанн неоднократно подвергался арестам, а 27 июня 1918 года была арестована группа церковных лиц из близкого окружения Владыки Иоанна, члены Епархиального управления.

27 сентября 1918 года, после того как «владимировцы» сделали попытку захватить Петропавловскую церковь во время совершения там службы епископом Иоанном, и произошло столкновение между верующими, принадлежащими к разным партиям, местные гражданские власти арестовали обоих архиереев и около месяца продержали их в одной камере.

Следствие длилось более месяца, только когда местный германский консул Бонке усмотрел в содержании под стражей уроженца Прибалтики, входившей в то время в состав Германии, повод для протеста, Владыка был отпущен.

Однако, несмотря на сложную обстановку, епископ Иоанн в течение 1918–1921 годов объединил духовенство вокруг себя и серией административных мер смог восстановить каноничное управление Пензенской епархией. В условиях отсутствия возможности легальной регистрации органов управления епископом Иоанном был образован совет церковных приходов (Союз православных христиан г. Пензы), предпринят ряд поездок по церквам епархии с целью сплочения духовенства и восстановления с ним связи, был налажен контакт духовенства с населением.

Епископ Иоанн в июне 1921 года по вызову Патриарха Тихона и по настоятельным просьбам латвийской паствы отбыл из Пензы в Москву, где представил Патриарху Тихону отчет о положении дел в Пензенской епархии, затем Собором Латвийской Православной Церкви архиепископ Иоанн был избран Предстоятелем Православной Церкви Латвии.
Прибыв в Латвию, Владыка нашел Латвийскую Православную Церковь в тяжелом положении: многие приходы не имели пастырей, опустевшие храмы были запущены, церковное имущество расхищено, положение самой Православной Церкви в новопровозглашенном государстве было неопределенным.
В 1923 году по инициативе архиепископа Иоанна на первом Соборе Латвийской Православной Церкви был принят «Устав Православной Церкви в Латвии», упорядочивший церковную жизнь и административно, и экономически.

Вполне закономерно, что за свою активную деятельность он постоянно подвергался травле со стороны латышских националистов и социал-демократов.

Венцом его многотрудной жизни стала его мученическая кончина. 12 октября 1934 года архиепископ Иоанн был зверски убит неизвестными на пригородной даче в Озолкалне на Кишозере; его нашли в подожженном доме привязанным проволокой к столярному станку, с отрезанными конечностями и выколотыми глазами.

По одной версии, его убили местные националисты за отказ провозглашать автокефалию Латвийской Православной Церкви, по другой версии – он пал от рук агентов НКВД.

Часовня на Покровском кладбище в Риге, где под спудом покоились мощи архипастыря-мученика, в течение долгих лет была местом паломничества православных. Святитель Иоанн не оставлял своей благодатной помощью никого из тех, кто приходил к нему с искренней верой.

В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви священномученик Иоанн был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Святые мощи угодника Божия были обретены нетленными и благоуханными, нетленным было и облачение священномученика, истлели лишь цветы, лежавшие в гробу.

Присутствовавшие увидели следы страшных мучений, которые архипастырь воспринял за Христа и вверенную ему Церковь.

3-4 октября 2003 года состоялось перенесение мощей священномученика Иоанна с Покровского кладбища в Рижский собор Рождества Христова, а чуть позднее, в октябре 2006 года архиепископом Пензенским и Кузнецким Филаретом (Карагодиным) из Риги была привезена часть мощей священномученика и торжественным крестным ходом доставлена с вокзала Пенза-I в Покровский архиерейский собор.

Святый священномучениче наш Иоанне, моли Бога о нас!

Фото: И. Школин

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=98530

Актуальные новости

В канун Недели 22-й по Пятидесятнице митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Недели 22-й по Пятидесятнице митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе
В день чествования иконы Божией Матери «Скоропослушница» митрополит Серафим совершил литургию в Воскресенском храме Пензы В день чествования иконы Божией Матери «Скоропослушница» митрополит Серафим совершил литургию в Воскресенском храме Пензы
В день престольного праздника митрополит Серафим совершил литургию в Михайло-Архангельском храме с. Голицыно В день престольного праздника митрополит Серафим совершил литургию в Михайло-Архангельском храме с. Голицыно
В канун Собора Архистратига Михаила митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе В канун Собора Архистратига Михаила митрополит Серафим совершил всенощное бдение в Спасском кафедральном соборе
В Пензе пройдет региональный этап III Патриаршего международного фестиваля спортивных единоборств и боевых искусств В Пензе пройдет региональный этап III Патриаршего международного фестиваля спортивных единоборств и боевых искусств
Митрополит Серафим принял участие в торжествах по случаю 30-летия телеканала «Экспресс» Митрополит Серафим принял участие в торжествах по случаю 30-летия телеканала «Экспресс»