Епископ Петр (Соколов)
Родился 1 ноября 1863 года в семье священника в селе Балтай Вольского уезда Саратовской губернии. В 1885 году закончил Саратовскую духовную семинарию. Был преподавателем Закона Божия в школах Саратова.
23 февраля 1886 года рукоположен в сан иерея. С 1886 года – священник-миссионер в Саратовской епархии.
В 1913 году получил назначение на службу в Саратовский женский монастырь, где выполнял священнические обязанности до 1923 года.
В 1922 году, будучи настоятелем храма при Саратовском женском монастыре, о. Павел вел активную борьбу против обновленчества, громил с амвона его сторонников, а своих товарищей-священников убеждал не иметь общения с обновленцами. Выступил с большой речью на общем собрании саратовского духовенства, созванном по инициативе обновленцев, на котором присутствовало около пятидесяти священников и около двадцати пяти диаконов. О. Павел говорил после главарей обновленчества и с полной убедительностью доказал явно незаконный, самочинный характер обновленческого ВЦУ. Он же был главой делегации, направленной к епископу Тихону Уральскому (проживавшему тогда в Покровске) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией.
После отказа епископа Тихона, когда в Саратове возник вопрос о хиротонии нового епископа, о. Павел, как вдовец, был выставлен в числе кандидатов на епископство. Он был пострижен в монашество с именем Петра и 18 марта 1923 года тайно, в скиту, хиротонисан во епископа Сердобского, викария Саратовской епархии. Хиротонию совершали находившиеся на покое каждый у себя на родине и специально для этого приехавшие бывшие викарии Саратовской епархии епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (Пикалов).
О новом епископе было объявлено не сразу. Впервые он служил на Троицу 14 мая. После совершения торжественной литургии новый саратовский владыка под звон колоколов среди тысячной толпы «проследовал в свои покои» в женском монастыре.
В течение 2-3 дней все саратовские священники и диаконы, за исключением нескольких ярых обновленцев, явились к епископу Петру с просьбой принять их в общение. Епископ Петр требовал от них публичного покаяния в храмах. Скоро у обновленцев осталось в городе только три храма. В это время к епископу Петру ехало уже духовенство из уездов, а затем начали приезжать и делегации из других епархий – Астраханской, которой он управлял с 1923 по 1925 годы, и отдельных приходов Уральской, Пензенской и Самарской епархий. Он всех принимал под свое руководство.
Некоторое время спустя, когда епископ Петр смог увидеться с Патриархом Тихоном, Святейший сделал ему устный выговор за хиротонию без разрешения высшей церковной власти, но хиротонию утвердил и отнесся к Преосвященному благожелательно.
С 1923 года – епископ Вольский, викарий Саратовской епархии.
Будучи епископом Вольским, в 1923 году он поочередно назначался временно управляющим Астраханской, Куйбышевской, Уральской и Пензенской епархиями.
В 1923 году Саратовское ОГПУ предъявило владыке обвинение в возбуждении верующих против советской власти. Саратовская тройка ОГПУ осудила его на 3 года заключения в Соловецких лагерях. По окончании срока заключения около года жил в Кирсанове Саратовской губернии, после чего получил разрешение вернуться в Саратов.
В 1928-1930 годах управлял Сердобской епархией.
В 1930 году получил назначение на викарную кафедру в город Камышин.
13 августа 1930 года владыка получил назначение на Могилевскую кафедру. По свидетельству архиерея, прибыв в Могилев, он через сутки покинул город, так как прежний епископ отказался от перевода в Сталинград и не покинул свою кафедру.
С 5 сентября 1930 года – епископ Сталинградский.
На кафедру владыка приехал в октябре 1930 года. Документы показывают, что в мае 1931 года по Сталинграду и его районам было зарегистрировано 14 общин патриаршей ориентации, 2 помещения и 13 молитвенных зданий, количество служителей культа в епархии составляло 34 человека. По распоряжению архиерея богослужения проводились круглосуточно, чтобы все верующие имели возможность их посещать. Кроме того, владыка выдал священнослужителям антиминсы, и они проводили богослужения в частных квартирах.
В 1932 году владыка был участником летней сессии Священного Синода.
16 апреля 1933 года возведен в сан архиепископа.
Управляя епархией, твердо придерживался сергиевской ориентации, вел борьбу с обновленцами и иллиодоровцами. В декабре 1932 года в Сталинграде был закрыт последний храм, находившийся в управлении Петра (Соколова) — Троицкий. Верующие обратились в Постоянную комиссию по вопросам культов при Президиуме ВЦИК с просьбой об открытии храма, так как тысячам верующих приходится посещать удаленные сельские церкви.
В июле 1933 года Сталинградский горсовет получил из Москвы разрешение предоставить «сергиевцам» Алексеевскую кладбищенскую церковь. 26 июля 1933 года в Алексеевском храме состоялось первое богослужение.
23 апреля 1935 года владыка и священнослужители Алексеевской церкви были арестованы. Архиерей был обвинен в систематических пропагандистских проповедях антисоветского характера. Во время следствия он признал лишь то, что критиковал в своих проповедях учение Ч. Дарвина и статьи газеты «Известия» за неверную информацию о положении Русской Православной Церкви за границей. 2 октября 1935 года особое совещание при НКВД СССР осудило Петра (Соколова) за антисоветскую деятельность, но он тут же был выпущен на свободу, так как в установленное наказание был включен срок предварительного заключения.
12 ноября 1935 года был отправлен на Воронежскую кафедру, а в октябре 1936 года – на Петровскую, где был арестован и скончался в заключении 16 мая 1937 года.
31 июля 1989 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40 и начала 50 годов» владыка Петр (Соколов) был реабилитирован.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1315