Ильминский Николай Иванович

.jpgИльминский Николай Иванович (23 апреля 1822, Пенза – 27 декабря 1891, Казань) – русский востоковед, педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Академии Наук.

В 1846 году окончил Казанскую духовную академию, где был оставлен в должности учителя естественных наук и «турецко-татарских языков»; в 1847 году ему присвоена степень магистра и бакалавра той же академии.

В 1851-1854 Ильминский командирован в Константинополь, Дамаск, Каир и другие города Ближнего Востока. По возвращении из этого путешествия с осени 1854 года преподавал на миссионерском отделении Казанской духовной академии восточные языки и некоторые другие предметы.

В эти годы Н.И. Ильминский впервые в истории тюркологии готовит к изданию (по списку Г.-Я. Кера) чагатайский текст «Бабур-наме». Вскоре издает другой важный средневековый памятник – «Кысас ал-анбийа» (Казань, 1859).

В 1855-1856 у Н.И. Ильминского, выработавшего систему просвещения, направленную на усиление православия среди нерусских народов Поволжья, Средней Азии и Сибири, сложилось твердое убеждение, что «лучшим средством для борьбы с иноверческой пропагандой может быть только школьное просвещение инородцев», «которое развило бы в них охоту к самостоятельному, беспристрастному размышлению, обогатило бы их здравыми понятиями о природе и истории и внушило бы им уважение к свидетельствам достоверным».

Поэтому Ильминский не считал нужным преподавать студентам специальную «полемику против Мухаммеданства». Отступление от учебной программы и «крамольные идеи» вызвали недовольство начальства, что вынудило Ильминского в конечном счете уйти из духовной академии.

Ильминский, выйдя из духовного звания (вместе со своим единомышленником A.A. Бобровниковым), перешел на гражданскую службу. С 31 декабря 1858 года он – переводчик Оренбургской Пограничной комиссии, где познакомился с казахским просветителем Алтынсарином.

В 1859 году принял участие в экспедиции для съемки восточного берега Каспийского моря (на территорииТуркмении), начиная почти от Мангышлака до персидской границы; эта экспедиция продолжалась с 1 мая по октябрь.

С декабря 1861 года переехал в Казань. Совмещает чтение лекций на кафедре турецко-татарского языка историко-филологического факультета Казанского университета, а с 1863 года – и преподавание восточных языков в Казанской духовной академии с работой над учебными пособиями для татар на татарском языке.

В 1868 году Ильминский стал одним из основателей и руководителем вновь образованной Постоянной переводческой комиссии при миссионерском Братстве Святителя Гурия (образована согласно высочайше утвержденным Правилам 18.03.1868), состоявшей из трех членов Совета братства и решавшей вопрос о качестве и необходимости тех или иных переводов.

19 августа 1872 года перешел на должность директора вновь открытой в Казани инородческой учительской семинарии.

С 1870 года – член-корреспондент Императорской Академии Наук. На пост академика баллотироваться отказался в пользу В.В. Радлова.

Два основных пункта в его просветительной системе: «Во-первых, обучение инородцев должно происходить на их родном языке, и притом на языке народном (в противоположность книжному или попытке создать таковой язык); во-вторых, учитель непременно должен быть соплеменником своих учеников, то есть инородцем же».

Скончался в 1891 году. Похоронен на Арском кладбище Казани.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1428