БОЛЬШОЙ ВЬЯС Лунинского р-на
БОЛЬШОЙ ВЬЯС Лунинского р-на. Пожалуй, наиболее чтимым из лунинских источников является Монастырский родник или Молебный ключ на правом берегу реки Вьяс, между Большим и Лесным Вьясами, в возрождающемся Владимирском монастыре. С этим родником связано само возникновение обители, поэтому о нем стоит рассказать подробнее.
По преданию, в конце XVII в. в эти края пришли двое старцев – Иоанн и Тихон, которые принесли сюда Владимирскую икону Божией Матери и поставили ее над ключом. Они поселились здесь, а над иконой и источником была сооружена часовня. Впервые она упоминается в 1677 г.
Все эти места принадлежали тогда графу Гавриилу Ивановичу Головкину. Он и «бил челом» царю Петру Алексеевичу, «а в челобитной его написано: в прошлых годах в Пензенском уезде, в Шукшинском стане, близ вотчины его, села Вьяса, в лесу его построена на ключе в пусте месте часовня, у той часовни живут монахи слепые и хромые и кормятся подаянием мирским, и ныне де он обещался на том ключе, где часовня стоит, построить церковь, во имя Владимирския Пресвятыя Богородицы». 22 января 1713 г. Петр I своим указом повелел соорудить церковь Живоносного Источника. К апрелю в ней был уже готов иконостас, в 1714 г. храм был освящен. Он пришел в ветхость только спустя полтора столетия и тогда, в 1857 г., был заменен новым.
Первый историк этих мест, священник Серафим Степанович Старосивильский, после рассказа о главной святыне Вьясской пустыни – чудотворной Владимирской иконе, писал: «В пустыни есть еще один предмет, достойный благочестивого внимания, – это родник или источник. Этот источник есть тот самый, на котором была поставлена, принесенная сюда икона Владимирской Божией Матери, и который до сих пор составляет предмет благоговейного уважения приходящих в пустынь богомольцев. Возле этого родника устроена церковь Божией Матери Живоносного Источника. Вода из него искусно проведена через трубы под церковь, в которой против царских врат устроено водовместилище в виде бассейна. В этом бассейне вода бьет фонтаном и отсюда выходит за стены храма. Пред выносимою на это водовместилище иконою Владимирской Божией Матери совершаются молебны и акафисты. Вода, почерпаемая из этого источника, считается богомольцами целебною; иногда в этот источник многие немощные погружают свои болящие члены».
В начале XX в. храм был вновь перестроен, а 28-29 августа 1903 г. освящен епископом Тихоном (Никаноровым).
После революции пустынь разделила участь большинства обителей: в 1925 г. монахов разогнали, с 1931 г. началось разрушение стен и корпусов, в храмах разместили тракторные мастерские, а в 1950 г. – школу крестьянской молодежи. Но источник продолжал почитаться местными жителями и в эти годы. В 1996 г. Анатолием Петровичем Захаровым он был заключен в закрытое железобетонное кольцо с выходом воды через железную трубу, а затем над ним была построена часовня, и началось восстановление пустыни. 3 июня 2002 г. источник посетил Преосвященнейший епископ Филарет.
Сейчас во Вьясе существует архиерейское подворье с женской монашеской общиной. На источник ежегодно на Владимирскую бывают крестные ходы и водосвятные молебны. Осенью 2004 г. рядом с источником была поставлена маленькая дощатая купальня.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1663