САЛОЛЕЙКА Нижнеломовского р-на

САЛОЛЕЙКА Нижнеломовского р-на. Салолейка, одно из самых известных паломнических мест Пензенской области, находится в четырех километрах к востоку от Лукиной Поляны, в лесу, на правом берегу Мокши, в Барабановском лесничестве. В 60-х гг. XVII в. здесь возник Успенский женский монастырь, в 1689 г. переведенный в Верхний Ломов.

Затем на этом благодатном месте поселились монахи. По преданию, первым сюда пришел с Тамбовщины монах Серафим. Он искал себе место для уединенной отшельнической жизни и, пораженный красотой пейзажа, решил остаться здесь. Вскоре собрались из окрестных сел иноки, и начали возведение храма и келий. Первым настоятелем монастыря (не позднее 1705 г.) стал иеромонах Гурий (ум. 1751). В 1710/11 г. была построена Успенская церковь; в 1752 г. весь монастырь сгорел, был восстановлен, а в 1764 г. упразднен.

Но, очевидно, некоторые монашествующие еще оставались здесь, ибо, по легенде, окончательно была разгромлена Салолейка уже пугачевцами. Они убили здесь 40 иноков, и когда мученики были преданы земле, она заплакала горькими слезами – и из нее потекли 40 источников. Если хорошо присмотреться к камням на дне Салолейки, на многих проявляются лики.

Впрочем, это предание не вполне сходится с реальностью, как и другое, подобное ему: согласно ему, все это произошло еще во времена Стеньки Разина, и командовал разбойниками атаман Василий Ус. Поздним вечером разинцы ворвались в обитель, разграбили ее и перебили большую часть иноков, лишь некоторые из них успели укрыться в пещерах, соединявших Салолейку со Скановым монастырем. Разбойники же гуляли несколько дней, после чего погрузили все драгоценности в лодку, убили 40 монахов и подожгли пустынь. Но на Мокше Василия Уса сотоварищи настигли царские войска и разбили их, а лодка с золотом утонула.

С тех пор здесь построили часовню, и почти что постоянно шли к ней паломники, а особенно многолюдно бывало на десятую пятницу после Пасхи, на Духов день и на Успение. В начале ХХ в. на Салолейке стояла деревянная церковь, приписанная к Никольскому храму соседней Лукиной Поляны (где, кстати, тоже был Успенский придел). Салолейскую церковку-часовню в 1930 г. закрыли, а через два года сломали.

К середине ХХ в. отдельных источников осталось 30-35 (по подсчетам 1990-х гг. – 27, сейчас вообще 17). Они стекали по желобкам в особый колодец, над которым был поставлены крест и икона. Напор воды в главном роднике был таким сильным, что человека отбрасывало на несколько метров, а ведро воды набрать было невозможно. Рядом располагалась купальня. В советское время власти неоднократно разбирали все эти сооружения, но они восстанавливались верующими. В засушливые годы с окрестных селений сюда собирались бабы, и с молитвой на коленях ползли в гору. И через некоторое время набегали тучи и начинался долгожданный дождь.

На десятую пятницу 1958 г. на Салолейку пришли больше тысячи человек (по оценкам 1959 г., в среднем в этот день приходят ежегодно тысяча-две паломников). Кроме того, многолюдно здесь бывало на Успение.

В докладах уполномоченного Совета по делам РПЦ С. С. Попова от 11 и 29 мая 1959 г. есть описание Салолейки в те годы: «На роднике Салалейка верующими сооружена кабина, в которую заходят верующие – купаются родниковой водой, чтобы исцелиться от болезней. На расположенном вблизи родника срубе колодца сооружены крест и поставлена икона. Сооружено около 20 деревянных желобов, по которым стекает из обнаженной породы горы на высоте 1-1,5 метра [по другому докладу, 0,5 метра] от земли родниковая вода.

Там же имеется долголетняя (1-1,5 метра в поперечнике) «святая ветла», кору от которой паломники стараются отгрызть зубами в целях исцеления от болезней.

Вблизи родников имеется невысокая гора. Там ранее была церковь. На месте церкви верующими сооружена деревянная ограда и маленькая часовня, в которой повещены иконы.

В прошлые годы по указанию местных властей все эти сооружения неоднократно разбирались, однако, как потом оказывалось, верующие вновь возводили эти постройки». Священники Д. З. Трапезников и Д. А. Кукушкин, несмотря на запреты, служили на Салолейки молебны. Сохранилась фотография часовни 50-х гг.

Инспектор Совета по делам РПЦ К. Г. Иванов в 1959 г. писал: «По словам местных жителей, паломничество происходит около 200 лет [на родник], который появился в результате разорения монастыря в период пугачевского восстания и с тех пор в день 10-й пятницы после пасхи бывает паломничество к нему».

В марте 1959 г. райисполком сообщал: чтобы пресечь поток паломников, предполагается построить пионерлагерь Нижнеломовской школы-интерната. В мае на Салолейке устроили пасеку колхоза им. Сталина. 21 мая 1959 г. Нижнеломовский райисполком принял постановление «О запрещении доступа населения к родникам Салолейка». 10 июля паломники все же пришли на Салолейку, но уже 500-600 человек, против 2-3 тысяч в предыдущие годы. Молебны не совершались.

В последующие годы паломничество сократилось, но не исчезло. В апреле-июне 1961 г. райисполком вынужден был снова выпустить постановление о запрете доступа к Салолейке (напечатанное в районной газете и переданное по радио). Те несколько десятков паломников (в основном из Мордовии), пришедших к Салолейке, не пустили к родникам агитаторы.

Решением облисполкома от 12 ноября 1967 г. Салолейская местность была объявлена водным памятником природы. С 1996 г. Салолейка стала постепенно благоустраиваться: летом 1997 г. на месте церкви был поставлен камень и крест, в 1998-2000 гг. проложена асфальтированная дорога. Наверху горы в 2003-2004 гг. построена большая бревенчатая часовня. За последние годы сооружены мостки к каждому роднику через ручей, в который они все сливаются, раздевалка, под одной из струй – купальня, лавочки, две беседки, с западной стороны – вход. Рядом с купальней устроены киоты, где многие паломники оставляют иконы. В 2006 г. маленькие бревенчатые часовенки были поставлены и над отдельными родничками.

Неподалеку, говорят, сохранились остатки пещер: два входа длиной два-три метра, а также части каменного мельничного жернова.

Внутри на трубах – наносное серебро, залежи которого находятся под горой. Говорят, его содержание в воде так высоко, что после купания на коже остаются «блестки», а воду набирают понемногу из каждой струи. Температура воды неизменна: +80 весь год.

Ныне это одно из самых чтимых святых мест области. На Троицу и Богоявление, чтобы окунуться в Салолейские воды, надо отстоять несколько часов – так велик поток желающих.

На Салолейку ведет асфальтированная дорога, которая ответвляется от дороги Н. Ломов – Наровчат за Усть-Каремшей и обозначена соответствующим указателем.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=1821