Афанасий (Дроздов)

ДроздовАфанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский (в миру Александр Васильевич Дроздов; 1800, село Умриненково Белевского уезда Тульской губернии – 7 (19) декабря 1876, Астрахань)

Родился в 1800 году в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника.

По окончании курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию.

18 декабря 1823 года пострижен в монашество.

20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра.

21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром.

23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии.

С 16 сентября 1828 года – архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии.
С 17 июля 1829 года – ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года – настоятель Костромского Богоявленского монастыря.

В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря.

С 4 апреля 1840 года – ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря.
29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора.

С 14 апреля 1841 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем.

В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского. Все произведения в основном Афанасий читал в первоисточниках. В последние 25 лет своей жизни на русском языке он почти ничего не читал.

Занятие классической литературой было направлено им специально к тому, чтобы глубже изучить Библию.
Помимо занятий духовной наукой, преосвященный Афанасий увлекался изучением естественных наук. Он в совершенстве знал физику, ботанику, геологию, минералогию, высшую математику, занимался астрономией, анатомией.

Об учености владыки Афанасия стало известно обер-прокурору Святейшего Синода графу Н.А. Протасову. При его содействии преосвященный Афанасий был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Его положение в Санкт-Петербурге архиепископ Никанор называет трагическим, так как, выполняя волю обер-прокурора, он невольно шел вразрез с мнениями митрополита Московского Филарета (Дроздова).

15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии.

Обер-прокурор, пользуясь слабостью немощного телесными силами митрополита Санкт-Петербургского Серафима, стремился взять в свои руки всю духовную власть. Осуществить это желание обер-прокурору невольно помогал возвеличенный им епископ Афанасий. При содействии владыки Афанасия графом Н.А. Протасовым была проведена реформа духовных учебных заведений.

В тот период времени преосвященный Афанасий служил очень редко, проповедей вообще не говорил, епархиальными делами Винницкой епархии почти не занимался.

Современники отрицательно отзывались о нем. Все его действия расценивались как стремление удовлетворить личному самолюбию и честолюбию.

Когда преосвященный Афанасий стал не нужен обер-прокурору, он постарался удалить его из Петербурга. Епископ Афанасий был назначен в Саратовскую епархию.

С 13 января 1847 года – епископ Саратовский и Царицынский.

В саратовский период жизни преосвященный Афанасий много писал, но труды свои почти все сжигал, не признавая их полезными. Епархиальными делами он занимался лишь настолько, чтобы не разрушить текущий порядок, а все остальное время посвящал науке. Книги для преосвященного Афанасия были лучшими друзьями.

«Когда я беседую с этими вот величинами, — говорил он, указывая на свои фолианты, – с этими мудрецами всех веков, я все в мире забываю… Мне ничего не нужно, кроме моих книг, кроме этих моих высоких собеседников, кроме этого высшего в мире общества».

Жизнь преосвященного Афанасия в Саратове отличалась скромностью и строгостью. Он крайне боялся подать какой-либо соблазн другим. Жил в совершенном одиночестве. Без крайности сам не выезжал к другим и у себя не принимал никого. Не допускал никаких развлечений. В архиерейском священнодействии он был величественен и великолепен. Богослужебный устав в его кафедральном соборе соблюдался очень строго.

У него был лучший хор из провинциальных, о котором он проявлял самое горячее отеческое попечение. Знаменитый композитор протоиерей Петр Турчанинов не один раз приезжал из Санкт-Петербурга в Саратов послушать его хор и руководить им.

В Саратове преосвященный Афанасий имел столкновение с гражданской властью, что послужило причиной его перевода в Астрахань.

С 15 апреля 1856 года – епископ Астраханский и Енотаевский.

На новом месте по-прежнему продолжал заниматься наукой, поставив себя выше всех житейских огорчений.
23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа.

6 апреля 1870 года по прошению уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь с пенсией в 1 тыс. 500 рублей, однако временно управлял епархией до 19 июля того же года. Впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь.

По выражению архиепископа Никанора (Бровковича), «этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное».

Скончался 7 декабря 1876 года.

--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=2806