Питирим (Свиридов)
Родился 21 декабря 1887 года в семье крестьянина в Тамбовском уезде. По окончании в 1903 году второклассной церковно-приходской школы поступил учителем школы грамоты Тамбовского уезда.
В 1904 году поступил в Иоанно-Богословскую церковно-учительскую школу Козловского уезда, которую окончил в 1907 году. Работал учителем в церковно-приходских школах.
В 1911 году рукоположен во диакона к церкви в села Широкое Саратовского уезда.
В 1913 году поступил в 4-й класс Саратовской духовной семинарии, курс которой окончил в 1915 году; рукоположен во священника и назначен заведующим второклассной церковно-приходской школы села Аряш Петровского уезда (ныне Камешкирского района Пензенской области). В 1920-х годах служил в Михайло-Архангельском храме села Русской Норки (ныне Шемышейского района), где в 1926-1928 годах заново отстроил после пожара церковь.
Известно, что он служил настоятелем Покровского храма в Куйбышеве. В 1938 году он вышел из подчинения митрополиту Сергию с целью присоединиться к обновленцам.
На официальные запросы властей о том, «тихоновской» или обновленческой является церковь, отвечал: «смешанной». Второй священник – архиепископ Андрей (Комаров) был «тихоновцем», третий – обновленцем, обновленцем же, вступившим во второй брак, был протодиакон. Сам же отец Петр служил, не поминая ни митрополита Сергия, ни обновленческих архиереев.
Летом 1939 года ездил к главе Московской Патриархии митрополиту Сергию (Страгородскому), после чего был принят в клир Патриархии.
В декабре 1941 года определен быть епископом Куйбышевским, после чего был пострижен в монашество с именем Питирим. Архиепископ Куйбышевский Андрей (Комаров), переведенный тогда же на Саратовскую кафедру, решительно выступал против его кандидатуры, оценив его за 2,5 года совместного служения как человека, «вредного для Церкви». Однако отзывом архиепископа Андрея пришлось пренебречь в условиях, когда Патриаршему Местоблюстителю впервые за 5 лет «улыбнулась возможность» (как он сам писал) рукоположить архиерея для служения в России, и он не имел права ее упустить.
Его епископская хиротония, ставшая первой за годы Великой Отечественной войны, состоялась в Куйбышеве 25 декабря 1941 года. Хиротонию совершили: митрополит Николай (Ярушевич), архиепископ Андрей (Комаров) и архиепископ Сергий (Гришин).
И дата, и место ее совершения (католическое Рождество и город Куйбышев, где 22 месяца находился в эвакуации весь дипломатический корпус с иностранными корреспондентами) были выбраны с расчетом на широкий международный резонанс.
30 декабря 1941 года в ходе битвы за Москву была освобождена Калуга, после этого 10 января 1942 года епископ Питирим был назначен епископом Калужским.
С 14 июля 1943 года – епископ Курский, c 1944 года – епископ Курский и Белгородский.
8 сентября 1943 года был участником Собора епископов, избравшего митрополита Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси.
В феврале 1945 года возведен в сан архиепископа. В 1946 году награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
С 13 января 1947 года – архиепископ Минский и Белорусский.
25 февраля 1949 года награжден правом ношения креста на клобуке.
К началу 1950-х годов остался единственным архиереем на всю Белоруссию; в этих условиях в 1953 году выхлопотал себе викария с титулом «епископ Бобруйский».
В феврале 1955 года возведен в сан митрополита. В ноябре того же года был командирован в Ленинград, где возглавил погребение митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова).
С 21 апреля 1959 года – митрополит Ленинградский и Ладожский, постоянный член Священного Синода.
С 28 августа 1960 по 3 августа 1963 года председатель новоучрежденной Комиссии по межхристианским связям при Священном Синоде.
С 19 сентября 1960 года – митрополит Крутицкий и Коломенский.
Скончался вечером 10 августа (день его тезоименитства) 1963 года. Отпевание его тела 12 августа в Успенском храме бывшего Новодевичьего монастыря возглавил митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков). Похоронен в ограде Преображенского храма в Лукине (Ново-Переделкино).
Уполномоченный по делам РПЦ с удовлетворением отмечал податливость Питирима в вопросах управления церковью, отсутствие интереса к развитию проповеди. Вместе с тем, архиепископ Василий сообщает о его упорстве – по собственному незнанию дипломатии – в отстаивании прав РПЦ на управление русскими монастырями на Афоне.
--
Сокращенная ссылка: https://eparkhiya.ru/?p=2846